Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

История религии

Программа учебной дисциплины

для специальности 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология (очная форма обучения)

Составители: Корабельникова Г.Г. кандидат философских наук, доцент.

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета

Филологического факультета (протокол от « » 2012г. № )

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «История религии» составлена в соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 697 (пед/сп).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «История религии» ДПП.ДС.Ф10 изучаются следующие темы и вопросы:

Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религии. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной культуры в мировых традициях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога.

Актуальность курса обусловленахарактером религии, которая занимает особое место в духовной жизни общества. В связи с распространением современных религиозных движений, студенты должны не только разбираться в сущности тоталитарных, деструктивных религиозных организаций, но и научиться давать отпор их вербовщикам и пытаться помочь людям, втянутым в эти организации. Таким образом, курс «история религии» имеет не только теоретическое значение, но и практическое.

Краткая характеристика дисциплины.Основное внимание на занятиях уделяется типологии религий, рассмотрение их конкретных форм: ранние религиозные представления, национальные религии, мировые религии. По вполне понятным причинам большая часть времени посвящена знакомству с христианством и православием как одному из его направлений. В процессе обучения студенты сравнивают религии и течения христианства: их вероучение, религиозную жизнь, культ; понимание ответственности предопределения, духовного совершенствования, эсхатологии, Чрезвычайно важный и актуальный раздел курса – современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов.

Курс истории религии занимает значительное место среди гуманитарных, в частности, мировоззренческих дисциплин. «История религии» не только дает конкретные знания, но и возможность вновь обратиться к проблемам смысла и цели жизни, которые изучались в курсе философии. Очевидна связь данного предмета с курсом «этика и эстетика»: вопросы религиозной морали, проблема этического выбора, религиозные сюжеты художественных произведений – все эти вопросы рассматриваются на лекциях и семинарах.

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Целью изучения курса истории религииявляется получение знаний, умений, которые помогают ориентироваться человеку в разнообразных религиозных движениях и верно оценивать их роль в современной политической и социокультурной действительности.

Задачами истории религии как учебной дисциплины является формирование научного мировоззрения, понимания места и роли религии в системе духовной жизни общества.

Основные задачи дисциплины:

1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического и аксиологического содержания, интегрирующие в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний.

2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии истории религии.

3. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа проявлений религиозного сознание и оценки деятельности религиозных организаций

4. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам религиозного сознания и деятельности, воспитывать толерантное отношение к разным религиям.

5. Формировать социокультурную компетентность студентов.

Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник:

Должен знать:

  • основные разделы истории религии как науки её особенностей по отношению к философии, морали, психологии, эстетике;
  • основные понятия и категории истории религии,
  • методы и средства изучения истории религии;
  • проблемы происхождения религии, основные мировые религии, современные религиозные движения;

Должен уметь:

  • владеть основной тематикой истории религии,
  • выявлять доминирующие в той или иной мировой религии господствующие ценности и смыслы,
  • стремиться к духовному самообразованию и саморазвитию;
  • понимать современные тенденции развития мировых религий;

Должен владеть

  • навыками рефлексии и саморефлексии;
  • навыками критического восприятия информации и умение противостоять манипулированию сознанием.
  • разбираться в вопросах развития современных религиозных движений, (прикладной характер истории религии и его значение для будущей профессии в современном обществе);

Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «История религии» основные темы и проблемы, без которых современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «История религии» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 5 и экзаменом в 6 семестре..

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Наши рекомендации