Диагностика готовности к обучению
Контингент детей с ДЦЦ и другими поражениями опорно-двигательного аппарата очень разнороден по структуре как двигательного нарушения, так и познавательной деятельности.
Дети с ДЦП имеют разнородные комплексные нарушения движения, у многих поздно формируется навык прямостояния и ходьбы, в связи с этим определенное количество детей не посещают детского сада, где проходит подготовка к школе.
Большинство детей с церебральным параличом, даже прошедшие дошкольную подготовку, все имеют трудности в усвоении учебного материала, обусловленные нарушением развития познавательной деятельности, психического развития и речи.
Определить сразу оптимальный подход в обучении, программ для обучения и коррекции не представляется возможным без психолого-педагогического изучения и наблюдения за каждым ребенком, в динамике, У большинства больных ДЦП имеются нарушения зрения, слуха, кинестезии, вестибулярной системы, обуславливает трудности при диагностике уровне познавательнее деятельности и подборе адекватной программы обучения в начале ной школе.
Для всестороннего изучения возможностей ребенка, его психолого-педагогической диагностики в динамике обучения и определения наиболее адекватного варианта обучения в школе организуется обучение в диагностическом (подготовительном) классе (58).
В диагностическом классе реализуются следующие задачи:
— определение функциональной готовности к обучению;
- изучение структуры психического развития ребенка с выделением сохранных функций;
- определение оптимальных методик обучения конкретно ребенка на основе изучения его познавательной деятельности личности;
- выбор наиболее эффективных путей коррекции и компенсации сенсомоторных функций;
— формирование мотивов учебной деятельности;
— воспитание навыков самообслуживания;
- снятие гиперопеки, перестройка системы отношений ребенка с родителями и окружающими;
- определение ведущего типа речевого расстройства;
— формирование стереогноза;
- работа по обратному развитию позотонических рефлексов;
— подбор адекватных путей обучения графическим навыка в соответствии с характером двигательного дефекта.
Наполняемость диагностических классов до 7 человек для детей с ДЦП при нормальном интеллекте и до 5 человек при снижении интеллекта. Срок обучения 1 год. Продолжительность урока 30 минут. Во время урока и между уроками проводятся динамические паузы и перемены.
Психолого-педагогическая диагностика включает:
- психологические срезы, проводимые три раза в году;
- психолого-педагогическое и медицинское наблюдение и сопровождение в динамике учебногопроцесса;
- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по обсуждению процесса и результатов обучения учащихся.
Программа диагностического класса составлена с учетом особенностей двигательного и познавательного развития учащихся с ДЦП на основе использования развивающих и коррекционных игр.
Ведущей деятельностью для детей с ДЦП в возрасте 7—8 лет остается игровая. Подбирая игровые методики, можно тренировать целенаправленно двигательные, психические и речевые навыки. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гаперкинезов, содружественных движений. В игре быстрее вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для компенсации нарушений.
Коррекционно-развивающее обучение в диагностическом классе осуществляется в единстве с диагностикой.
Диагностику готовности к обучению, проводят в диагностическом классе учитель вместе с психологом в присутствии родителей в три этапа в течении учебного года:
1 — первая неделя сентября;
2 — последняя неделя декабря;
3 — последняя неделя мая.
На I (начальном) этапе проводится индивидуальное знакомство с каждым ребенком с целью получения первоначальной психологической оценки негативных и позитивных особенностей детей (установление зоны ближайшего развития) и разработки на этой основе индивидуальных, дифференцированных рекомендаций.
Систематическая комплексная и индивидуальная психолого-педагогическая игровая диагностическая работа с детьми в сочетании с коррекцией на протяжении учебного года обеспечивают возможности для установления динамики развития каждого ребенка и группы в целом по формированию способности к обучению. В игровой форме дети выполняют задания, связанные друг с другом в определенной последовательности, хотя опорный алгоритм не дается. Выясняются:
— запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений;
— конкретные особенности их простейшей систематизации;
— специфика использования детьми имеющихся, знаний в процессе решения мыслительных задач.
При оценке саморегуляции мыслительной деятельности учитываются:
— степень понимания;
— принятие задания;
— сохранение задания до конца выполнения;
— качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке результатов.
Учет психологических особенностей детей производится после трудных заданий, с которыми ребенок не справляется, путем более легких; положительной эмоциональной окраски, устранения негативизма, желания выполнять задание.
Ряд вопросов выявляет этические особенности общения ребе ка со сверстниками и взрослыми, необходимые для коллективных форм обучения.
В процессе игровой деятельности ребенок пытается ответить простые вопросы, т.е. выявляется его умение выполнять два действия одновременно, что необходимо для дальнейшего обучения.
Участие родителей в первом знакомстве заключается в наблюдении за деятельностью ребенка, родители рассказывают о раннем развитии и наиболее характерных особенностях своего ребенка. Родители получают рекомендации, как играть с ребенком дома осуществлять психологическую поддержку с учетом его индивидуальных особенностей.
II этап (промежуточный) — диагностики школьной готовности предусматривает выявление динамики, которую отмечают учитель и родители и продолжение работы, с детьми в классе и в домашних условиях.
III этап является итоговым по результатам обучения детей в диагностическом классе.
Таким образом, в диагностическом плане ребенок, прежде чем войти в коллективный процесс обучения, устанавливает индивидуальный контакт с учителем, знакомится с ним, что крайне важно для детей с ДЦП, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.
По окончании диагностического класса на психолого-медико- педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшем обучения учащихся с учетом достигнутого уровня, потенциальных возможностей, психофизического статуса и особенностей развития личности ребенка.
Ученику, пропустившему более 50 процентов учебного времени, предоставляется возможность повторного обучения в диагностическом классе.