ТЕМА 1. Понятие научного исследования. 1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.

План:

1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.

2. Виды исследований в гуманитарной и социальной сферах.

3. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.

4. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция.

5. Методология гуманитарных и социальных наук.

6. Основные методологические принципы исследования в гуманитарной и социальной сфере.

7. Современные философские концепции как методологическая основа социальных и гуманитарных наук.

Семинарское занятие.

Задания для подготовки к семинарскому занятию.

1.Выпишитеопределения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.

2.В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними.

3.Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в гуманитарных и социальных науках?

4.Каковы основные цели и задачи науки в целом?

5.Каковы цели и задачи антропологических и социальных наук на современном этапе?

6.Перечислите виды исследований в гуманитарной и социальной сфере. Охарактеризуйте один из них.

7.Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии.

8.Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней?

9.Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования.

10.Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных и социальных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция».

11.В чем состоит специфика гуманитарных и социальных наук?

12.Какие закономерности в гуманитарной и социальной сфере вы знаете?

13.Приведите примеры научных концепций в области гуманитарных и социальных наук.

14.Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере гуманитарной или социальной науки.

15.Дайте определение понятию «научный принцип». Вспомните, как соотносятся понятия «научная закономерность» и «научный принцип». Приведите примеры их соотношения, известные вам из курса философии.

16.Раскройте основные методологические принципы научного исследования.

17.В чем смысл использования философских концепций как методологической основы научных исследований?

18.Какой раздел (или разделы) философии наиболее важны как методологическая основа для социальных и гуманитарных наук.

19.Какие современные философские концепции вы знаете? Подготовьте сообщение об одной из них. При подготовке своего сообщения обратите внимание на то, что в контексте данного семинарского занятия наибольшее внимание вы должны уделить гносеологическим аспектам той или иной концепции.

20.Поразмышляйте, любая ли философская концепция может служить методологической базой для исследований в гуманитарной и социальной сфере? Можно ли здесь выделить какие-то ограничения? Какие именно?

21.От каких факторов зависит выбор той или иной философской концепции в качестве методологической основы проводимого исследования? Возможно ли поделить эти факторы на объективные и субъективные?

22.Как соотносятся философские и общетеоретические основы в методологии научного исследования? Могут ли они не совпадать и принадлежать разным концепциям? А противоречить друг другу?

23.Подумайте, можете ли вы достаточно четко сформулировать свою методологическую позицию на данном этапе исследовательской работы? Если нет, что вам мешает это сделать?

Наши рекомендации