Развитие визуальных чувств
Цель. Развитие глазомера, мелкой моторики. Концентрация внимания. Подготовка к введению математических понятий.
УПРАЖНЕНИЕ 1Материал. Матрёшки (комплект 10 штук), не разрисованные.
Взрослый выставляет матрёшки на стол в произвольном порядке и говорит ребёнку: «Сейчас я буду выстраивать их в ряд. Посмотри, как я это делаю». Взрослый медленно ставит матрешки в ряд по порядку слева направо, начиная с самой большой до самой маленькой.
Работаем, не раскрывая логики и не давая ребёнку объяснений.
Взрослый перемешивает матрёшки и предлагает ребёнку построить такой же ряд. Если ребёнок не понял закономерности, через некоторое время можно повторить упражнение; если понял - может продолжить работу и экспериментировать с вариантами построения рядов.
УПРАЖНЕНИЕ2
Взрослый (или ребёнок) открывает матрёшки и раскладывает верхние части матрёшек справа в ряд, а нижние - слева.
А. Части матрёшек лежат строго по порядку от большой к маленькой. Предлагаем ребёнку отыскать пару и закрыть матрёшку.
Б. Части матрёшек лежат в произвольном порядке, но в рядах. Предлагаем ребёнку найти пару.
В. Все части матрёшек перемешаны, ищем пары.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Все матрёшки собраны в одну большую. Взрослый показывает, как осторожно открывать и вынимать матрёшки, затем - как собирать их в одну большую. Ребёнок повторяет самостоятельно.
Прыг-скок, вышли Ёжик и Мышка на лужок. Стали считаться, чтобы в прятки играть. А вдвоём считаться неинтересно. Где Медвежонок, почему не пришёл? Вон он бежит, новые игрушки несёт. Посмотрели Ёжик и Мышка на игрушки. Игрушки жёлтенькие, гладкие, деревянные. «Ну и куколки, - Мышка недовольно поморщилась, - ни глазок, ни платьиц, ни волосиков». «Зато с секретом», - сказал Мишка. А как называется эта куколка и какой в ней секрет, догадайся сам и расскажи.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА (с матрёшками)
Цель. Изучение понятий «большой», «маленький». Сравнение величин. Подготовка к введению математических понятий.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Материал. Две матрёшки (самая большая и самая маленькая в комплекте).
Первая ступень. Взрослый показывает большую матрёшку и, передав её в руки ребёнку, говорит: «Это - большая». После того, как ребёнок исследовал большую матрёшку, взрослый передаёт ему маленькую и комментирует: «Это - маленькая».
Вторая ступень. Взрослый играет с ребёнком: «Дай мне, пожалуйста, большую». Взрос-, лый благодарит и просит дать маленькую.
Игра может проходить в разных вариантах (поставь, отнеси, дай бабушке и т.д.). Играем до тех пор, пока ребёнок не научится правильно определять величину.
Третья ступень. Взрослый показывает ребёнку матрёшку и спрашивает: «Она какая?» Ребёнок отвечает: «Большая, маленькая».
УПРАЖНЕНИЕ 5
Материал. Три матрёшки: самая большая, самая маленькая и средняя.
Взрослый берёт среднюю матрёшку и просит: «Дай мне, пожалуйста, большую {или меньшую), чем эта».
Круглый, резиновый, прыгучий. Его можно подбросить, покатить, поддать ногой. Что это, угадай? Правильно, мяч. Зверюшки играют в мяч. Опиши, какой мяч у Мишки? Да, большой-пребольшой, самый большой. А у Мышки... (самый маленький). У Ёжика мяч не самый большой и не самый маленький, а средний. У Ёжика мяч меньше, чем у Мишки, и больше, чем у Мышки. Подбери три игрушки: самую большую, поменьше, самую маленькую и расскажи о них.
ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ
Цель. Визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.
УПРАЖНЕНИЕ 6
Материал. Две красные, две синие, две жёлтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).
Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребёнку: «Я хочу найти здесь одинаковые цвета». Затем берёт любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается вторая пара и т. д. Таблички перемешиваются, и ребёнок подбирает пары самостоятельно.
ИГРЫ НА РАССТОЯНИИ
Игра 1.На одном столе лежит красная, синяя, жёлтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребёнка принести такую же.
Игра 2.Все таблички лежат на столе, и ребёнка просят отнести табличку и положить её рядом с предметом такого же цвета. (Ребёнок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).
УПРАЖНЕНИЕ 7
Материал. Пары табличек основных цветов плюс дополнительные (зелёный, фиолетовый, чёрный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.
Таблички основных цветов, уже знакомых ребёнку, лежат на столе в произвольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчивает работу, взрослый показывает, что у него есть ещё таблички с дополнительными цветами, просит ребёнка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички перемешивают. Ребёнку предлагают выложить пары.
УПРАЖНЕНИЕ 8
Материал. Серии табличек основных и дополнительных цветов с оттенками от самого тёмного до самого светлого (желательно 8 оттенков).
Взрослый говорит: «Посмотри, как я выложу эти таблички» и молча выкладывает ряд слева направо от самого тёмного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребёнку выложить так же. По такому принципу работаем с остальными оттенками.
Прошёл дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок. Расскажи, какого цвета курточка у Мышки, Мишки, Ёжика. Посмотрели зверята на небо, а там... Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка - она и красная, и жёлтая, и синяя, и зелёная... Это... (радуга). Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-колоколнышка! Скажи
радуге: «Здравствуй!» Поговорите с ребёнком о цветах радуги, о том, что дорожки на ней располагаются всегда в определённом порядке («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА (с цветными табличками)
Цель.Знакомство с названиями основных и дополнительных цветов. Знакомство со сравнительной степенью прилагательных (темный, темнее, самый темный).
УПРАЖНЕНИЕ9
Материал.Цветные таблички (красная, синяя, жёлтая).
Первая ступень. Взрослый выкладывает по одной табличке, называя их: «Это -красная (синяя, жёлтая)»
Вторая ступень. Взрослый играет с ребёнком: «Дай мне красный», «Положи на стол жёлтый», «Возьми себе синий» и т. д. Игры на этой ступени продолжаются до тех пор, пока ребёнок не начнёт правильно различать цвета. После этого переходим к третьей ступени.
Третья ступень. Взрослый показывает ребёнку табличку и спрашивает: «Это какой?» Ребёнок отвечает: «Красный (синий, жёлтый)».
УПРАЖНЕНИЕ10 Материал.Три таблички дополнительных цветов.
Работаем так же, как в упражнении 9.
УПРАЖНЕНИЕ 11
Материал.Три таблички разных оттенков одного цвета (самый тёмный, средний, самый светлый).
Работаем так же, как в упражнении 9.
Ах, какие веера у зверюшек! С ними можно танцевать. Ты умеешь танцевать, как зверята? Во что одет мишка? Какого цвета на нём штанишки? У кого веер такого цвета? А какого цвета у мышки платье? Кто танцует с веером такого же цвета? Посмотри, как у ёжика раскрашен веер: полосочка красная - самая тёмная, потом светлее, светлее, ещё светлее, самая светлая. У кого ещё так раскрашен веер? Показывай пальчиком и рассказывай.