Развитие высших чувств у дошкольников

Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные), у него дол­жно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — познавательная пот­ребность. Чувства складываются постепенно. Первона­чально дети улавливают только непосредственное значение событий, позднее — их обобщенный смысл. В эксперименте К. Н. Корнилова дети отвечали на вопрос, почему нельзя драться с товарищем. Младшие дошкольники отвечали: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз», «Могут отвести в милицию». Старшие дошкольники говорили: «С товарищами драться нельзя, потому что стыдно оби­жать их».

Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший — значит красивый), и этические (хороший — значит добрый), и интеллектуальные (хороший — значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познава­тельные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным Н. А. Менчинской) прояв­ляет не только любознательность, но и нравственное чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» — спрашивает ребенок о героях сказки.

В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нрав­ственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, эти­ческое, интеллектуальное.

Высшие чувства начинают формироваться с двух-трех-летнего возраста. К высшим чувствам относят интел­лектуальные, эстетические и моральные.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним от­носят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Чувство юмора проявляется у до­школьников в процессе познания действительности. Дети, имеющие определенное правильное представление об ок­ружающем, любят несообразности (присвоение предме­там несвойственных качеств).

«3, 7, 4. На днях с Геной играли в такую игру, громко при этом хохоча. Гена: «Ты — ружье», Саша: «Ты — книжка», Гена: «Ты — санки», Саша: «Ты — лыжи» (из дневника Н. А. Менчинской).

Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному — в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. М. Ю. Лермонтов писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покой­ная мать»[154].

Эстетическое отношение детей к действительности на­ходит свое отражение в их рисунках и стихах. Мальчик 6 лет написал стихотворение: «О ветер, ветер, зачем ты дуешь так? Колышешь ты в овраге и думать ты мешаешь». У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни, т. е. мораль­ные чувства. Первые проявления чувства долга наблюда­ются в 4—5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений, навыков начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

У дошкольников возникают и такие этические пере­живания, как чувство гордости и стыда. «Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в соз­нании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окру­жающих»[155]. Так, дети 4—5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания), гордятся родителями. Как показано в исследовании Р. X. Ша­курова, развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает дей­ствовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки, отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гор­диться перед присутствующими, но у него получается «не так»; он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не оправдывает их ожида­ний. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить, рассказывать стихи, быть аккурат­ным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроиз­ведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля».

В дошкольном возрасте появляется чувство дружбы. Выделяют следующие критерии дружеских отношений: предпочтение, симпатия, сочувствие, отзывчивость, проя­вляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим; интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли; проявление заботы, помощи; способность поступиться личными желаниями (поступать справед­ливо, получая при этом удовлетворение). В эксперимен­тах Т. А. Марковой дошкольники должны были рассказать о своих действиях в предлагаемой ситуации: «Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими деть­ми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и ушиб ногу. Что бы ты сделал?» 63 % детей ответили, что они сообщили бы об этом происшествии воспитательнице; 29%—подняли бы, посадили ребенка и позвали воспи­тательницу; 8% спросили бы, очень ли больно, осторожно посадили бы ребенка, а затем — позвали воспитательницу. Такие ответы свидетельствуют о том, что дружеские чувства еще не всегда находят свое адекватное выражение в поступках старших дошкольников. Для младших до­школьников характерна дружба поочередно со многими детьми. Мотивом дружбы является совместная игра. У старших дошкольников дружба приобретает более ин­тимный характер, мотивом ее могут быть взаимные склон­ности, симпатии, интересы.

К концу дошкольного детства высшие чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посред­ством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Наши рекомендации