ПЕТЕРБУРГ ШЕС­ТО­ГО "Б" - В ТРЕХ ДОЖ­Д­ЛИ­ВЫХ ДНЯХ

А еще в пред­в­ку­ше­ни­ях, прик­лю­че­ни­ях и рас­ска­зах об этом двух учи­тель­ниц - мо­ло­день­кой и не очень

ПРЕЛЮДИЯ МА­РИИ ВЛА­ДИ­МИ­РОВ­НЫ

Надо брать их теп­лень­ки­ми

Б

ПЕТЕРБУРГ ШЕС­ТО­ГО "Б" - В ТРЕХ ДОЖ­Д­ЛИ­ВЫХ ДНЯХ - student2.ru

Илеты на руках. Собираюсь с мыслями. Что можно сделать, чтобы поездка не была выстрелом по воробьям? Чтобы на самом деле сработала?

Почти год мы кру­жим вок­руг Пуш­ки­на на раз­ных уро­ках: рус­ско­го, ли­те­ра­ту­ры, кал­лиг­ра­фии, ри­то­ри­ки. Вот имен­но кру­жим, а не про­хо­дим те­мы. То ру­ко­пи­си, то анек­до­ты, то филь­мы по по­вес­тям Бел­ки­на, то Ар­бат­с­кая квар­ти­ра, то вос­по­ми­на­ния, то пор­т­ре­ты. Чи­та­ли и про Ли­цей, и про ду­эль, и про квар­ти­ру на Мой­ке. И Пуш­кин уже стал мо­им шес­тик­лаш­кам доб­рым при­яте­лем. Ну не всем, ко­неч­но. Но ра­дость уз­на­ва­ния, ес­ли где-то что-то о нем или его ус­лы­ша­ли-уви­де­ли, бы­ла точ­но: "Пу-уш­кин!" Ре­ше­но: едем вро­де как бы к Пуш­ки­ну в гос­ти.

Надо бы­ло брать их теп­лень­ки­ми. Как бы это умуд­рить­ся не на­бить им там ос­ко­ми­ну бес­ко­неч­ны­ми эк­с­кур­си­ями. А на­обо­рот. И тут у нас все зак­ру­ти­лось-за­вер­те­лось...

Сначала вспо­ми­на­ли, что во­об­ще в Пе­тер­бур­ге есть. Кто-то же что-то слы­шал от ро­ди­те­лей, дру­зей, из кни­жек, ки­но. Не­ва, Эр­ми­таж, шпиль, мос­ты... Кремль, меж­ду про­чим!

Нашелся на­бор от­к­ры­ток (реп­ро­дук­ций) с ви­да­ми Цар­с­ко­го Се­ла. Мы их кру­ти­ли и так и эдак: на рус­ском - со­чи­ня­ли по ним ис­то­рии и по­том, в ка­чес­т­ве дик­тан­та, дик­то­ва­ли их со­сед­ней ко­ман­де, но не прос­то, а с тем что­бы она уга­да­ла, о ка­кой от­к­рыт­ке из сем­над­ца­ти идет речь; на ри­то­ри­ке - с пей­за­жа­ми ра­бо­та­ли (ка­жет­ся, эпи­те­ты ис­ка­ли - та­кие, что­бы по ним один вид пар­ка от дру­го­го от­ли­чить мож­но бы­ло). В кон­це кон­цов каж­до­му дос­та­лась од­на от­к­рыт­ка, и он про нее дол­жен был на­рыть хоть ка­кие-ни­будь све­де­ния, по­том рас­ска­зать со­се­ду и так да­лее. Ко­ро­че, для каж­до­го ка­кое-то мес­теч­ко Цар­с­ко­го Се­ла ста­ло как род­ной дом: вот моя скуль­п­ту­ра, вот моя га­ле­рея, вот мой мос­тик, вот моя бе­сед­ка.

Андрюшка, ког­да уви­дел по­том свою ко­лон­ну пос­ре­ди пру­да, - ка-ак за­во­пит! У Ле­ши бы­ла Ки­тай­с­кая бе­сед­ка, и все ни­как она не по­па­да­лась на гла­за. И вдруг вда­ле­ке он уви­дел неч­то: то или не то? Сом­не­вал­ся, по­то­му что бе­сед­ка бы­ла не в та­ком ра­кур­се, как на от­к­рыт­ке, да еще по дру­гую сто­ро­ну рва. Он аж вспо­тел.

Что еще? На кал­лиг­ра­фии изу­ча­ли пуш­кин­с­кий по­черк и пы­та­лись его вос­п­ро­из­вес­ти, ко­пи­руя пись­ма Пуш­ки­на. На ли­те­ра­ту­ре в бай­ках, хох­мах, шар­жах и эпиг­рам­мах ожи­ва­ли ли­це­ис­ты. По­том я рас­ска­зы­ва­ла о пос­лед­нем го­де жиз­ни. Всплыл Ни­ко­лай Пер­вый. А кто был до не­го? Прош­лись по рус­ским им­пе­ра­то­рам, бла­го что был со­от­вет­с­т­ву­ющий на­бор от­к­ры­ток-пор­т­ре­тов...

Как-то на уро­ке Свя­щен­ной ис­то­рии (ста­ра­юсь не про­пус­кать - што­паю ды­ры в об­ра­зо­ва­нии) отец Ан­д­рей за­ик­нул­ся про ар­хи­тек­тур­ные сти­ли. Тер­ми­на­ми сып­лет, а что за ни­ми сто­ит, ви­жу - де­тям не­по­нят­но. Так бы и прос­ко­чи­ли, а тут - стоп! - мы ж в Пи­тер едем. Я и поз­ва­ла в класс сво­его зна­ко­мо­го - пре­по­да­ва­те­ля Ар­хи­тек­тур­но­го ин­с­ти­ту­та.

Он при­шел с ог­ром­ной пап­кой под мыш­кой. Ду­маю: как мои бу­дут сей­час ин­с­ти­тут­с­кую лек­цию слу­шать?

Полтора ча­са Сер­гей рас­ска­зы­вал про раз­ные сти­ли в ар­хи­тек­ту­ре и жи­во­пи­си - слу­ша­ли я бы да­же ска­за­ла при­дир­чи­во. По­том он умуд­рил­ся ме­лом на дос­ке на­ри­со­вать и хра­мы Свя­то­го Пет­ра, и Нотр-Дам, и храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го. Де­ти бы­ли пот­ря­се­ны.

Потом так же, ме­лом, наб­ро­сал... пла­ны нес­коль­ких го­ро­дов. По­ка­зал, чем Пи­тер по­хож на Нью-Йорк. Нью-Йорк раз­ре­зан на квад­ра­ты ку­чей аве­ню. А Пи­тер то­же по­де­лен на как бы рас­хо­дя­щи­еся от цен­т­ра квад­ра­ты. И что пры­гать на­до от Не­вы, от Ад­ми­рал­тей­с­ко­го шпи­ля - тут ис­ход­ная точ­ка, от ко­то­рой идут ра­ди­аль­ные ули­цы. Де­ти все это ста­ра­тель­но за­ри­со­вы­ва­ли. Да и я, си­дя на пос­лед­ней пар­те, ста­ра­лась за­пом­нить-за­пи­сать-за­ри­со­вать - об­щее пред­с­тав­ле­ние-то и мне не по­ме­ша­ет, а то как бы не уда­рить в грязь ли­цом.

Потом пи­тер­цы на ули­це аж ос­та­нав­ли­ва­лись, зас­тиг­ну­тые врас­п­лох, нап­ри­мер, та­ким ди­ало­гом:

Это ба­рок­ко.

Наши рекомендации