Слайд 2 Технология обучения – это

система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.

Альтернативные определения:

l «Анализ целей, планирование, научная организация учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств, соответствующих целям и содержанию»

l «… это системное, целостное знание о способах проектирования и организации всего процесса обучения … на основе … точно определенных дидактических целей »

Слайд 3 Лекция:

Цель: формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Недостатки лекций:

l Пассивное восприятие чужих мнений

l Отучает от самостоятельности в изучении материала

l Только часть студентов осмысливает материал, другие механически его записывают

l Лекции нужны, если нет учебников

Слайд 4 Преимущества лекций:

l Творческое общение лектора с аудиторией, эмоциональное взаимодействие

l Это экономичный способ получения основ знаний в общем виде

l Активизирует творческую деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана

Слайд 5 Виды лекций: (по содержанию)

Академическая лекция:

l Характерны высокий научный уровень и теоретические абстракции

l Стиль – четкий план, строгая логика, убедительные доказательства

Популярная лекция:

l Изложение научных истин для неподготовленной аудитории

l Стиль – простое и ясное изложение научной проблемы

l Место в учебном процессе – «введение в специальность», занятия со слушателями подготовительного отделения, абитуриентами

Слайд 6 Виды лекций: (по месту в учебном процессе)

Лекция общего курса:

l Последовательное и системное изложение данной науки

Вводная лекция:

l Намечает основные проблемы курса в целом, включает «ключевые» вопросы, позволяющие усвоить материал последующих тем или разобраться самостоятельно

Обзорная лекция:

l Читается перед экзаменом, излагаются наиболее крупные вопросы программы

Комплексная лекция:

l Читается на курсах повышения квалификации и представляет конгломерат нескольких наук

Слайд 7 Виды лекций: (по используемым методам)

Традиционная:

l Объяснение научных явлений и событий. Монолог.

Лекция-беседа:

l Лектор вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление. Доверительная беседа.

Проблемная лекция:

l Перед студентами ставится проблема, которую они должны решить. Часть знаний студент получает в готовом виде, часть получает самостоятельно под руководством преподавателя.

Лекция с разбором конкретных ситуаций:

l Лекция – дискуссия, на которой разбирается конкретная ситуация

Слайд 8 Лекция - визуализация:

l Лекция сводится к комментированию подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающих тему лекции.

Лекция вдвоем:

l Моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения вопросов с различных позиций (теоретик-практик, представители различных школ и т.д.).

Лекции с заранее запланированными ошибками:

l В содержании закладывается определенное количество ошибок, которые студенты должны найти.

Лекция с применением техники обратной связи:

l Требуются специально оборудованные аудитории, где преподаватель может получать ответ на каждый поставленный аудитории вопрос. Вопросы задаются в начале и конце крупных разделов.

Слайд 9 Типы ораторов ( А. Монро)

l актерствующий краснобай

l прорицатель

l отшельник

l виноватый оратор

l болтун

(А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья речевая манера далека от совершенства: актерствующий краснобай, говорящий больше для де­монстрации собственной персоны, чем для общения; прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все, и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании; отшельник, игнорирующий аудиторию; виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит; болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком)

слайд 10 Семинар:

Семинар – это групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя.

Виды семинаров:

l Вопросно–ответный

l Развернутая беседа

l Семинар с использованием докладов

l Семинар с использованием рефератов

l Теоретическая конференция в группе

l Семинар – пресс-конференция

l Комментированное чтение первоисточников

l Семинар по методу малых групп

l Семинар – экскурсия

l Семинар – дискуссия

l Семинар – деловая игра

l Семинар–контрольная

Слайд 11 Выводы:

Ø Накоплен большой опыт использования различных форм и технологий обучения. Их выбор определяется условиями обучения.

Ø Нельзя ограничиваться одной формой обучения. Наилучший эффект достигается их сочетанием.

Ø В зависимости от сложности и содержания дисциплины, уровня подготовленности обучающихся преподаватель может использовать целый ряд педагогических приемов, выбирая вид проведения занятия.

Лекция 4

Слайд 1 формы контроля знаний

Слайд 2 классификация форм контроля

Формы контроля
Традиционные Новационные
l Контрольная работа l Индивидуальное собеседование l Коллоквиум l Зачет l Переводные и семестровые экзамены l Защита курсового проекта l Государственные экзамены l Защита дипломного проекта   l Тестирование l Рейтинг l Комплексный экзамен  

Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний. Проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету. По результатам обучения и контроля рейтинг помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик.

Комплексный экзамен - это экзамен, принимаемый комиссией и состоящий из письменной и устной части.

Слайд 3 Педагогический контроль:

Функции педагогического контроля:

l Диагностическая

l Обучающая

l Воспитательная

Требования:

l Объективность

l Валидность

l Надежность

l Экономичнсть

Формы педагогического контроля:

l Экзамены

l Зачеты

l Устный опрос

l Письменные контрольные работы

l Рефераты

l Курсовые, проектные работы

l Тестирование

Слайд 4 Педагогический контроль:

(по времени классифицируется)

Входной контроль:

l Дает первичную информацию преподавателю о способах организации обучения студентов

Текущий контроль:

l Помогает дифференцировать студентов на успевающих – неуспевающих

l Мотивирует обучение

Тематический контроль:

l Оценка результатов изучения темы или раздела

l Обратная информация преподавателю для корректировки средств и методов обучения

Рубежный контроль:

l Проверка учебных достижений каждого студента перед началом изучения следующей темы (раздела)

Итоговый контроль:

l Экзамен по курсу, выявляет способность студента к дальнейшему обучению

Слайд 5 Устный ответ:

Преимущества:

l Обучающий эффект для всей группы

Недостатки:

l Эпизодичность контроля

l Занимает много времени

l Неравность условий и потенциальная субъективность оценки

l Осуществляется выборочная проверка знаний

Может быть рекомендован для организации разбора (тренинга) с группой наиболее трудных разделов и тем дисциплины

Слайд 6 Контрольная работа:

Преимущества:

l Равенство условий контроля

l Объективность оценки

l Единство требований

l Документированный результат контроля

l Возможность контролирования на заранее определенном уровне

Недостатки:

l Занимает много времени

l Низкая технологичность проверки

l Осуществляется выборочная проверка знаний

Слайд 7 Индивидуальное собеседование:

Преимущества:

l Позволяет оценить логику поиска ответа

l Оценивается способность к творческой работе

l Присутствует обучающий эффект

Недостатки:

l Занимает много времени

l Возможная субъективность оценки

l Значительные трудозатраты преподавателя

l Осуществляется выборочная проверка знаний

Слайд 8 Курсовая (индивидуальная) работа:

Преимущества:

l Оценивается способность к практическому применению полученных знаний

l Предполагается творческий подход

l Обучающий эффект и систематизация полученных знаний

l Документированный результат контроля

Недостатки:

l Занимает много времени

l Возможность субъективной оценки

l Низкая технологичность проверки

l Необходимость контроля авторства исполнения работы

Слайд 9 Тестирование:

Преимущества:

l Значительный объем материала, который может быть проверен за короткий отрезок времени

l Возможность контролирования на заранее определенном уровне

l Единство требований

l Однозначность ответа

l Объективность оценки

l Простота документирования ответа

l Экономия времени

l Возможность оперативного контроля и корректировки учебных программ

l Возможность использования технических средств

l Контроль может осуществляться при отсутствии преподавателя

l Возможность статистической обработки результатов

Слайд 10 Недостатки:

l Сложность в оценке умения решать творческие проблемы

l Возможность оценить лишь конечный ответ

l Невозможность оценить сам процесс формирования ответа

l Отсутствие «обратной связи» с преподавателем (отсутствует обучающий элемент)

l Формализованный характер выборочного ответа

l Неизбежность подсказки при альтернативном ответе

l Возможность запомнить ложный или верный ответ

l Упрощение стоящей задачи. Вместо самостоятельного формулирования полного ответа требуется выбрать правильный

l Необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов, составляющих задания

l Предвзятость преподавателей к этой форме контроля

Все задания разбиваются на две большие группы - задания в открытой форме и задания в закрытой форме. В основу классификации положено наличие или отсутствие ввода дополнительной информации испытуемым. Если дополнительная информация нужна, то это задание в открытой форме. Если не нужна, то это задание в закрытой форме.

Слайд 11 Тестирование: (возможности администрирования)

Слайд 12 Тестирование: (типы заданий - закрытое)

Слайд 13 Тестирование: (типы заданий - закрытое)

Слайд 14 Тестирование: (типы заданий - открытое)

Слайд 15 Тестирование: (типы заданий - открытое)

Слайд 16 Тестирование: (типы заданий установление соответствия)

Слайд 17 Тестирование: (типы заданий – установление порядка)

Слайд 18 Выводы:

Ø Важнейшими задачами контроля являются мотивация обучения и организация работы студентов. Кроме того, контроль занимает одно из ведущих мест в процессе запоминания материала.

Ø Контроль должен быть систематическим.

Ø Контрольные мероприятия должны быть четко спланированы (следовать за изученным материалом).

Ø В определении содержания и формы контроля необходим системный подход. Помочь в определении содержания может спецификация тестовых заданий.

Лекция 5

Наши рекомендации