Слайд 2 Технология обучения – это
система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.
Альтернативные определения:
l «Анализ целей, планирование, научная организация учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств, соответствующих целям и содержанию»
l «… это системное, целостное знание о способах проектирования и организации всего процесса обучения … на основе … точно определенных дидактических целей »
Слайд 3 Лекция:
Цель: формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Недостатки лекций:
l Пассивное восприятие чужих мнений
l Отучает от самостоятельности в изучении материала
l Только часть студентов осмысливает материал, другие механически его записывают
l Лекции нужны, если нет учебников
Слайд 4 Преимущества лекций:
l Творческое общение лектора с аудиторией, эмоциональное взаимодействие
l Это экономичный способ получения основ знаний в общем виде
l Активизирует творческую деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана
Слайд 5 Виды лекций: (по содержанию)
Академическая лекция:
l Характерны высокий научный уровень и теоретические абстракции
l Стиль – четкий план, строгая логика, убедительные доказательства
Популярная лекция:
l Изложение научных истин для неподготовленной аудитории
l Стиль – простое и ясное изложение научной проблемы
l Место в учебном процессе – «введение в специальность», занятия со слушателями подготовительного отделения, абитуриентами
Слайд 6 Виды лекций: (по месту в учебном процессе)
Лекция общего курса:
l Последовательное и системное изложение данной науки
Вводная лекция:
l Намечает основные проблемы курса в целом, включает «ключевые» вопросы, позволяющие усвоить материал последующих тем или разобраться самостоятельно
Обзорная лекция:
l Читается перед экзаменом, излагаются наиболее крупные вопросы программы
Комплексная лекция:
l Читается на курсах повышения квалификации и представляет конгломерат нескольких наук
Слайд 7 Виды лекций: (по используемым методам)
Традиционная:
l Объяснение научных явлений и событий. Монолог.
Лекция-беседа:
l Лектор вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление. Доверительная беседа.
Проблемная лекция:
l Перед студентами ставится проблема, которую они должны решить. Часть знаний студент получает в готовом виде, часть получает самостоятельно под руководством преподавателя.
Лекция с разбором конкретных ситуаций:
l Лекция – дискуссия, на которой разбирается конкретная ситуация
Слайд 8 Лекция - визуализация:
l Лекция сводится к комментированию подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающих тему лекции.
Лекция вдвоем:
l Моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения вопросов с различных позиций (теоретик-практик, представители различных школ и т.д.).
Лекции с заранее запланированными ошибками:
l В содержании закладывается определенное количество ошибок, которые студенты должны найти.
Лекция с применением техники обратной связи:
l Требуются специально оборудованные аудитории, где преподаватель может получать ответ на каждый поставленный аудитории вопрос. Вопросы задаются в начале и конце крупных разделов.
Слайд 9 Типы ораторов ( А. Монро)
l актерствующий краснобай
l прорицатель
l отшельник
l виноватый оратор
l болтун
(А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья речевая манера далека от совершенства: актерствующий краснобай, говорящий больше для демонстрации собственной персоны, чем для общения; прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все, и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании; отшельник, игнорирующий аудиторию; виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит; болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком)
слайд 10 Семинар:
Семинар – это групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя.
Виды семинаров:
l Вопросно–ответный
l Развернутая беседа
l Семинар с использованием докладов
l Семинар с использованием рефератов
l Теоретическая конференция в группе
l Семинар – пресс-конференция
l Комментированное чтение первоисточников
l Семинар по методу малых групп
l Семинар – экскурсия
l Семинар – дискуссия
l Семинар – деловая игра
l Семинар–контрольная
Слайд 11 Выводы:
Ø Накоплен большой опыт использования различных форм и технологий обучения. Их выбор определяется условиями обучения.
Ø Нельзя ограничиваться одной формой обучения. Наилучший эффект достигается их сочетанием.
Ø В зависимости от сложности и содержания дисциплины, уровня подготовленности обучающихся преподаватель может использовать целый ряд педагогических приемов, выбирая вид проведения занятия.
Лекция 4
Слайд 1 формы контроля знаний
Слайд 2 классификация форм контроля
Формы контроля | |
Традиционные | Новационные |
l Контрольная работа l Индивидуальное собеседование l Коллоквиум l Зачет l Переводные и семестровые экзамены l Защита курсового проекта l Государственные экзамены l Защита дипломного проекта | l Тестирование l Рейтинг l Комплексный экзамен |
Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний. Проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету. По результатам обучения и контроля рейтинг помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик.
Комплексный экзамен - это экзамен, принимаемый комиссией и состоящий из письменной и устной части.
Слайд 3 Педагогический контроль:
Функции педагогического контроля:
l Диагностическая
l Обучающая
l Воспитательная
Требования:
l Объективность
l Валидность
l Надежность
l Экономичнсть
Формы педагогического контроля:
l Экзамены
l Зачеты
l Устный опрос
l Письменные контрольные работы
l Рефераты
l Курсовые, проектные работы
l Тестирование
Слайд 4 Педагогический контроль:
(по времени классифицируется)
Входной контроль:
l Дает первичную информацию преподавателю о способах организации обучения студентов
Текущий контроль:
l Помогает дифференцировать студентов на успевающих – неуспевающих
l Мотивирует обучение
Тематический контроль:
l Оценка результатов изучения темы или раздела
l Обратная информация преподавателю для корректировки средств и методов обучения
Рубежный контроль:
l Проверка учебных достижений каждого студента перед началом изучения следующей темы (раздела)
Итоговый контроль:
l Экзамен по курсу, выявляет способность студента к дальнейшему обучению
Слайд 5 Устный ответ:
Преимущества:
l Обучающий эффект для всей группы
Недостатки:
l Эпизодичность контроля
l Занимает много времени
l Неравность условий и потенциальная субъективность оценки
l Осуществляется выборочная проверка знаний
Может быть рекомендован для организации разбора (тренинга) с группой наиболее трудных разделов и тем дисциплины
Слайд 6 Контрольная работа:
Преимущества:
l Равенство условий контроля
l Объективность оценки
l Единство требований
l Документированный результат контроля
l Возможность контролирования на заранее определенном уровне
Недостатки:
l Занимает много времени
l Низкая технологичность проверки
l Осуществляется выборочная проверка знаний
Слайд 7 Индивидуальное собеседование:
Преимущества:
l Позволяет оценить логику поиска ответа
l Оценивается способность к творческой работе
l Присутствует обучающий эффект
Недостатки:
l Занимает много времени
l Возможная субъективность оценки
l Значительные трудозатраты преподавателя
l Осуществляется выборочная проверка знаний
Слайд 8 Курсовая (индивидуальная) работа:
Преимущества:
l Оценивается способность к практическому применению полученных знаний
l Предполагается творческий подход
l Обучающий эффект и систематизация полученных знаний
l Документированный результат контроля
Недостатки:
l Занимает много времени
l Возможность субъективной оценки
l Низкая технологичность проверки
l Необходимость контроля авторства исполнения работы
Слайд 9 Тестирование:
Преимущества:
l Значительный объем материала, который может быть проверен за короткий отрезок времени
l Возможность контролирования на заранее определенном уровне
l Единство требований
l Однозначность ответа
l Объективность оценки
l Простота документирования ответа
l Экономия времени
l Возможность оперативного контроля и корректировки учебных программ
l Возможность использования технических средств
l Контроль может осуществляться при отсутствии преподавателя
l Возможность статистической обработки результатов
Слайд 10 Недостатки:
l Сложность в оценке умения решать творческие проблемы
l Возможность оценить лишь конечный ответ
l Невозможность оценить сам процесс формирования ответа
l Отсутствие «обратной связи» с преподавателем (отсутствует обучающий элемент)
l Формализованный характер выборочного ответа
l Неизбежность подсказки при альтернативном ответе
l Возможность запомнить ложный или верный ответ
l Упрощение стоящей задачи. Вместо самостоятельного формулирования полного ответа требуется выбрать правильный
l Необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов, составляющих задания
l Предвзятость преподавателей к этой форме контроля
Все задания разбиваются на две большие группы - задания в открытой форме и задания в закрытой форме. В основу классификации положено наличие или отсутствие ввода дополнительной информации испытуемым. Если дополнительная информация нужна, то это задание в открытой форме. Если не нужна, то это задание в закрытой форме.
Слайд 11 Тестирование: (возможности администрирования)
Слайд 12 Тестирование: (типы заданий - закрытое)
Слайд 13 Тестирование: (типы заданий - закрытое)
Слайд 14 Тестирование: (типы заданий - открытое)
Слайд 15 Тестирование: (типы заданий - открытое)
Слайд 16 Тестирование: (типы заданий установление соответствия)
Слайд 17 Тестирование: (типы заданий – установление порядка)
Слайд 18 Выводы:
Ø Важнейшими задачами контроля являются мотивация обучения и организация работы студентов. Кроме того, контроль занимает одно из ведущих мест в процессе запоминания материала.
Ø Контроль должен быть систематическим.
Ø Контрольные мероприятия должны быть четко спланированы (следовать за изученным материалом).
Ø В определении содержания и формы контроля необходим системный подход. Помочь в определении содержания может спецификация тестовых заданий.
Лекция 5