Понятие информационной образовательной среды. Создание и накопление различных средств ИКТ для учебных заведений порождает целый ряд проблем педагогического характера
Создание и накопление различных средств ИКТ для учебных заведений порождает целый ряд проблем педагогического характера. Прежде всего, следует отметить очевидное отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию. Средства информатизации, используемые в рамках одного учебного заведения, требуют принципиально различных методических и технологических подходов, накладывают существенные требования на знания и умения дошкольников, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса.
Еще одной проблемой, связанной с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в учебном заведении, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества средств ИКТ в учебной, внеучебной и организационно-педагогической деятельности.
Необходимо объединение в одну унифицированную систему информационных ресурсов и технологий, используемые во всех сферах деятельности учебного заведения системы дошкольного образования. Подобная система должна быть дополнена общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями.
Попытки формирования информационной образовательной среды предпринимаются во многих учебных заведениях, однако, как правило, они сводятся к решению технических проблем взаимоувязывания отдельных средств и технологий информатизации. До сих пор не решены вопросы унификации содержания и методов, характеризующих использование средств ИКТ.
На роль подобной системы может претендовать информационная образовательная среда учебного заведения, определяемая во многих публикациях как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.
Более точно информационную образовательную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение дошкольников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию возможных пользователей.
Проектирование, разработка и использование информационной образовательной среды учебного заведения должны обеспечивать последующее беспрепятственное объединение информационных образовательных сред разных учебных заведений в единое информационное образовательное пространство системы дошкольного образования.
Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения. Проектирование, построение и эксплуатация учебной компоненты должны осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического методического и технологического характера.
Неотъемлемым компонентом информационной образовательной среды должны стать средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков дошкольников. Существует ряд аспектов компьютеризации измерения, оценки и контроля уровня обученности, говорящих в пользу выделения соответствующих средств ИКТ в самостоятельную компоненту среды. К числу таких аспектов можно отнести достаточно широкий класс компьютерных средств, непосредственно предназначенных для автоматизации измерений и контроля знаний, напрямую не укладывающихся в систему формирования учебной компоненты среды.
Одной из существенных сфер деятельности любого учебного заведения, вне зависимости от уровня образования, являются научные и методические исследования, в которые, как правило, вовлечены педагоги, а иногда и обучаемые. Аспекты функционирования научно-методической сферы деятельности учебных заведений порождают отдельное направление внедрений средств ИКТ. Необходимо выделение в рамках среды специальной компоненты, интегрирующей разрозненные средства информатизации научно-исследовательской и методической деятельности, осуществляемой педагогами. Соответствующая компонента среды должна не только предоставлять средства доступа к информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых разработок. Такие средства могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий педагогов в сфере результатов научных исследований.
Выделяют также внеучебную компоненту информационной образовательной среды. Сфера внеучебной деятельности учебного заведения на практике использует преимущества средств ИКТ достаточно редко и бессистемно. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Очевидна целесообразность использования компьютерных телекоммуникаций в межличностном внеучебном общении. В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих средств ИКТ существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.
Основными информационными ресурсами, составляющими внеучебную компоненту информационной образовательной среды должны являться средства информирования учащихся и педагогов о планируемых или проводимых внеучебных мероприятиях, информационные средства поддержки деятельности классных руководителей, средства информационного обеспечения внеучебного общения учащихся, информационные средства, необходимые для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, средства управления внеучебной деятельностью в учебном заведении.
Обширной сферой применения средств ИКТ является организационно-управленческая деятельность учебных заведений. В ее автоматизации используются многие программные системы и оболочки, такие как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, дошкольниках, средствах обучения и многие другие. В моделировании, проектировании и компоновке информационной образовательной среды имеет смысл выделение специализированной компоненты, интегрирующей информационные ресурсы, автоматизирующие обработку и передачу информации в рамках организационно-управленческой деятельности учебного заведения.
Формирование информационной образовательной среды, охватывающей все сферы деятельности учебного заведения, создает дополнительные условия для всестороннего анализа показателей образовательного процесса, позволяет сформировать целостное представление о состоянии системы дошкольного образования, о качественных и количественных изменениях.
Для создания среды специалистами разрабатывается специальная система спецификаций для унификации информационных ресурсов. Такие спецификации должны быть учтены при разработке практически всех средств ИКТ, предназначенных для включения в информационную образовательную среду. По своей сути, подобные спецификации являются системой требований, которым наряду с другими общепринятыми требованиями, должен обладать информационный ресурс для полноценного вхождения в информационную образовательную среду учебного заведения. При этом несоответствие этим требованиям того или иного средства ИКТ не является свидетельством его низкого качества, а лишь затрудняет его полноценную эксплуатацию в рамках среды.
Попытки построения информационной образовательной среды в конкретном учебном заведении представляют собой лишь начало большого и сложного пути становления и развития процессов информатизации всех видов деятельности учебных заведений системы дошкольного образования. Уже сейчас целесообразно рассматривать возможные перспективы интеграции будущих информационных сред учебных заведений в единое информационное образовательное пространство системы дошкольного образования, формируемое в общегосударственном масштабе. Очевидно, что следование подобному курсу положительно отразится на темпах комплексной информатизации государственной системы образования.
Необходимо объединение информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности учебных заведений и составляющих основу информационных образовательных сред, в один унифицированный комплекс. Распространенный на всю систему дошкольного образования, подобный комплекс должен быть дополнен общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями. Разработка соответствующих проектных, технических, педагогических и методологических подходов позволила бы поэтапно построить единообразные информационные образовательные среды отдельных учебных заведений и, объединив их, сформировать единое информационное образовательное пространство.
В условиях формирования многомерного (многоаспектного) информационного образовательного пространства учебных заведений традиционные педагогические технологии преобразуются в так называемые педагогические информационные технологии – системы материальных, технологических и информационно-содержательных средств и ресурсов, используемых во всех формах образовательной деятельности для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления. Создание и развитие педагогических информационных технологий является необходимым условием для функционирования информационного образовательного пространства государства, так как эти технологии, с одной стороны, базируются на основах теории педагогики, психологии, информатики, управления, с другой – используют широчайшие возможности современной информационной и телекоммуникационной техники.
В государственном масштабе информационное образовательное пространство системы образования России в целом должно объединять в себе информационные образовательные пространства всех областей и регионов страны. Объединение региональных сегментов между собой должно строиться на основании взаимных договоров и соглашений о сотрудничестве на равноправной основе.
На областном или региональном уровне информационное образовательное пространство представляет собой объединение информационных образовательных сред различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе и в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными научно-обоснованными педагогическими моделями, системами требований, технологиями и спецификациями.
Очевидно, что единственным реальным практическим способом создания единого информационного образовательного пространства в стране является его базирование на современных компьютерных средствах телекоммуникационного обмена, таких как глобальная сеть Интернет. В связи с этим возрастает актуальность требования построения информационных образовательных сред учебных заведений в виде информационных образовательных Интернет-порталов, основанных на максимальном использовании преимуществ региональных и глобальных информационных сетей. Осуществляется разработка общегосударственного научно-образовательного портала, аккумулирующего в себе все аналогичные областные и региональные порталы и являющегося системообразующей основой развития информационного образовательного пространства страны.
Создаваемое таким образом пространство будет являться распределенным и должно иметь единые средства навигации, обеспечивающие всем категориям пользователей возможность быстро и простыми средствами находить:
· учебное заведение, независимо от места расположения и направлений подготовки учащихся;
· полноценную информацию о структуре и особенностях функционирования учебного заведения;
· список учебных заведений, обеспечивающих получение образования по конкретной специальности через их информационные образовательные среды;
· любой информационный ресурс, зарегистрированный в информационном образовательном пространстве, независимо от места его физического нахождения и принадлежности к информационным образовательным средам конкретных учебных заведений.
Кроме того, учитывая недостаточную и неравномерную оснащенность учебных заведений системы дошкольного образования компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы и технологии построения информационного образовательного пространства должны обеспечивать равные возможности для функционирования и взаимодействия информационным образовательным средам всех учебных заведений, вне зависимости от уровня их технической оснащенности.
Говоря о перспективах формирования информационного образовательного пространства системы дошкольного образования, нельзя не отметить необходимость его интеграции с формируемым в настоящее время мировым информационным пространством. Подобное пространство в мире действительно формируется. Об этом свидетельствует все большее количество появляющихся информационных образовательных ресурсов, предназначенных для использования не только в стенах организаций-разработчиков, но и вне таких организаций. Примерами обсуждаемых ресурсов можно считать свободно распространяемые информационные образовательные системы, доступные всему миру, благодаря их размещению на средствах глобальных компьютерных телекоммуникаций.
Будем надеяться, что в ближайшей перспективе информационные системы и ресурсы, объединяемые в информационное образовательное пространство, будут базироваться на высокоскоростных, качественных каналах связи, обеспечивающих повсеместный, оперативный и достоверный обмен образовательной информацией.