Основные механизмы психического развития
Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка.
Социальная ситуация развития(ССР) представляет собой систему значимых для ребенка отношений, возникающую на определенном возрастном этапе. ССР: «человек-вещь» (ребенок-предмет) и «человек-человек» (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок). Только оценив социальную ситуацию развития, можно выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.
Согласно деятельностному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.) психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности).
Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики. Деятельность является источником психического развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.
Ведущая деятельность - деятельность, максимально стимулирующая развитие психики на данном этапе. Признаки:
1) она должна быть смыслообразующей. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования;
2) в ходе этой деятельности реализуются основные, базовые отношения с окружающими;
3) в результате этой деятельности формируются основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
1.Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.
2. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности(трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).
Динамика перехода от одного возраста к другому.
На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кризисы же, в свою очередь, это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется в своих чертах.
Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Новообразования возраста– новые психические свойства личности или набор личностных качеств, впервые формирующиеся на данной возрастной ступени.
Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.
У подростков резко увеличивается скорость полового развития. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и учителей. Пережить их сложно, но необходимо.