Реализация принципов обучения в МПРЯ.

Дидактика как наука имеет одной из своих функций познание процесса обучения. П.И.Пидкасистый характеризует обучение как процесс активного целенаправленного взаимод-я между обучающим и обучемым, в рез-те которого у обучающегося формир-ся опред-ые ЗУН, опыт деят-ти и поведения, а также личностные качества. Обучение как любой соц процесс складывается из целенаправленной деятельности, общения, сотрудничества его субъектов и подчиняется объективным закономерностям. Закономерности– это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Закономерности лежат в основе принципов обучения. Принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.Принципы обучения рассм-ся в совр-ной дид-ке как реком-ции, напрв-щие пед-кую деят-сть и учеб. процесс в целом, как сп-бы достижения педаг-ких целей с учетом закономер-ей и условий протекания УВП. Впервые принципы обуч.были разраб. ЯА.Коменским (основоположения, кот.характеризуют деят-ть учит. И учащ.) Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В методике русск.яз. находят конкретное приложение все основные принципы дидактики. Различ-ся обще-дидактич.пр-пы:1 Пр. развивающего и воспитывающего характера обучения –всестороннее развитие. 2)пр. научности сод-я и методов учебного процесса-связь с совр. Научн. знанием реализ-ся в строгом отборе языка. В основе раз-я речи лежит теория учебной деят-ти. В основе изуч.текста лежит актуальное членение. 3)пр систематичности и послед-ти. Порядок распол-я материала обеспеч-ий усвоению сист-мы языка.1-2кл.-фонетика и графика,2-4кл.-морфемика,морфология,сведения о предл-ии и тексте. 4) пр сознательности, творч. Актив-ти и самостоятельности– материал включает в себя проблемные задания, дидактические игры. 5)Пр наглядностина уроках русского языка – это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диа- и кинофильмов, но и «языковая наглядность», которая состоит в наблюдениях над живым языком, над речью, в опоре на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной «наглядный» материал на уроках русского языка – это фольклор, произведения классиков русской литературы, лучших советских писателей. 6) доступности. 7)пр преемственности. Связь с тем,что было изучено раньше,н-р:во 2кл.изуч-ся орфограмма правопис.безуд.глассного в корне; уч-ся опир-ся на пон-я корня слова,на пон.род-х слов. 8)пр перспективности – сост-т в устан-ии связи то,что сейчас изуч-ся и будет изуч-ся. Это позв-т широко рассм-ся изу-ое.9)Принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, устное выражение мыслей, письмо, чтение, а также постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических орфографических задач.

Разрабатываются также собственные методические принципы обучения родному языку. Они выводятся из закономерностей усвоения языка и речи.

1 пр – пр. внимания к физическому развитию органов речи. Данный принцип определяет обучение произносительной стороне языка, тренировку механизмов речи. Прояв-ся в фонет. и орфорграф. работе..В 1кл.звуко-слуховой анализ,фонет.разборы,орфогр-е,акцентолог-е.

2 пр – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления (понимание тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста).

3 пр – опирается на закономерность выразительности речи. Этот принцип определяет необходимость изучения языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.

4 пр – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц». Языковое чувство ребенка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а также в результате собственной речевой деятельности. Развивается ч/з освоение грамматики, на ур. разв.речи.

5 пр – относится к усвоению письменной речи: последняя усваивается, если она сопоставляется с уже известной устной речью. Неразрывная связь развития устной и письменной речи обеспечивает полное и всестороннее овладение языком.

6 пр – зависимости темпа обогащения речи от степени совершенствования речи обучаемого.Темп развития все время ускоряется.

Собсвенно-методические принципы (Федоренко)


Наши рекомендации