Характеристика современного учебника по ИЯ. Реализация целей, содержания и принципов обучения

Учебник – основное средство обучения и изучения ИЯ. В нем находят отражение компоненты содержания и реализуются принципы, цели и методы обучения.

Требования к учебнику:

- развитие интереса к языку и народу

- развитие способностей к межкультурному общению

- наглядность и привлекательность

- развитие познавательных способностей

До 60ч гг. существовал только учебник, с 70х гг. – учебно-методический комплекс (в связи с изменением методической концепции, основных положений теории учебника и программы). Учебник и его компоненты направлены на формирование вторичной языковой личности (Халеева), (основная характеристика - способность к межкультурному общению; ВЯЛ делает учащихся способными к адекватному социальному взаимодействию в таких ситуациях.), а также вторичного когнитивного сознания (инофонной картины мира).

Принципы:

1) принята вариативность учебно-методических средств, т.е. преподаватель свободен в выборе учебника, если он обеспечивает программные требования;

2) комплексный характер, современный учебнику – это учебно-методический комплекс, в который обязательно входят рабочая тетрадь для внеаудиторной работы, учебник для аудиторной работы, кассеты и книга для учителя. Дополнительно частью являются раздаточные материалы, внига для чтения, видеоматериалы, материалы для текущего контроля, дидактические материалы.

3) все учебники носят уровневый характер (иностр – уровень указан; отеч – нет)

4) современные учебники представляют собой серию преемственных учебников, особенно в школе. Повторяется тематика (причем с учетом качественного наращивания), единая концепция.

5) Учебники пытаются реализовать много культурную и социокультурную направленностью Необходимо, чтобы учебник мог говорить как о другой, так и о родной культуре на одном уровне.

6) Учебник должен носит развивающий характер, т.е. должен развивать учащегося в культурном, моральном и познавательном отношении.

7) Учебник должен соответствовать возрастным особенностям.

Критерии анализа учебника:

Соответствие интересам и потребностям соотв. группе учащихся

Прозрачность и простота использования

Языковой уровень, в т. ч. качественный уровень, проблема аутентичности (учебник должен писаться в соавторстве с носителем языка)

Как различные компоненты УМК соотносятся друг с другом

Дизайн и представление материала

Виды упражнений и заданий (языковые, коммуникативно-направленные, творческого характера)

Объем материала (учебник не должен быть перегружен)

В учебнике содержится:

- языковой материал (отобранный и организованный с учетом видов речевой деятельности)

- речевой материал (образцы устной и письменной речи разной протяженности)

- система упражнений для речевой деятельности

- социокультурная инфо

Учебник составляется в соответствии с программой обучения, но структура и содержание выбираются автором.

Принцип построения: тематический или ситуативно-тематический.

Организация – параграфы или отдельные уроки.

Система учебного процесса (в совр. учебнике): презентация языковых средств, тренировочная работа, речевая практика.

Существует раздел лингводидактики – теория учебника ИЯ (Рахманов, Шубин, Гез). Учебник (по этой теории) – это сложная система, обусловленная целями, программой, содержанием предмета и средствами обучения, педагогическим процессом и взаимодействием со средой.

Факторы специфики учебника ИЯ:

- социокультурные (актуальность изучения ИЯ в обществе; отношение общества и государства к образованию; состояние рынка учебного книгоиздания);

- социально-педагогические (образовательная концепция общества; варианты и модели изучения ИЯ в школе; техническое оснащение; учебный план и количество часов; гос образоват. стандарт)

- методические (методическая концепция; основные положения теории учебника; программа).

Дидактическая сторона учебника развивает речевые способности и все технические процессы, которые лежат в основе усвоения ИЯ. Очень важно развивать свойства личности школьника, которые способствуют межкультурному общению (коммуникабельность, терпимость, умение слушать и взаимодействовать, понимать общее и различное в культурах).

Учебник – открытая методическая модель обучения ИЯ. Он должен соответствовать психологическим и другим требованиям, но не сковывать творческую деятельность учителя и ученика. Тем не менее, нельзя разрушать структуру урока, только дополнять.

Предметная сторона учебника должна отражать типичные сфера общения (сферы практического использования языка) – бытовую, социокультурную, и др. Темы в сферах общения должны учитывать возраст школьника и отражать социокультурные особенности.

Тексты должны быть аутентичными и восприниматься как носители определенного содержания: 1) прагматически тесты (списки покупок, программа телепередач); 2) эпистолярные; 3) художественные; 4) статьи из журналов и газет.

Сейчас на российский школьный рынок поступают учебники зарубежных издательств, которые представляют картину страны, содержат аутентичные тексты, но они не адресованы российским школьникам. В них не представлен необходимый механизм опоры на родной язык и культуру и нет сопоставления языков и культур. Новые грамматические категории необходимо формировать в сознании учащихся специально. Поэтому учебники зарубежных издательств можно использовать только как вторичные средства обучения.

Наши рекомендации