Базовые категории педагогики как основа построения методик предметов НШ.
«Педагогика» зародилась в Др. Греции и обозн-ет «детовождение», «деторождение». П.- совокупность З. и У. по обуч-ию и восп-ию чел-ка. Педагоги ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптим-ой подготовки подрастающего поколения к жизни и деят-ти. Потребн-ть передавать опыт от поколения к поколению, наряду с др. потребн-ми чел-ка,возникла на самом раннем этапе возникновения общ-ва. Поэтому практика восп-ия первоначально опред-лась как передача жизн-го опыта чел-ка от старшего поколения к младшему. Восп-ие было таким же обществ-ым явлением, как и любая деят-ть чел-ка: охота, собирательство, изгот-ние орудий труда. Чел-к рос как Л-ть, усложнялся его соц-ый опыт, и вместе с тем усложнялись процесс и цели восп-ия. П. обрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского. Он изложил свои осн-ые идеи в труде «Великая дидактика». П. -это наука, любая наука имеет свой предмет. Предметом П. как науки явл. педагогич-ий процесс. Т.е. процесс обуч-ия и восп-ия человека как особая ф-ция общ-ва, реализуемая в условиях тех или иных педагогич-их систем. Кажд.науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исслед-я данной науки.
Сист.знаний науки отражается ее понятиях и категориях. Понятия-одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. В процессе разв-я любой науки понятия объединяются, укрупняются, преобразов. в категории науки, кот.представляют собой наиболее общие фундаментальные (родовые)понятия, от кот.происходит остальные понятия используемые в науке. Категория- это общие. фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность и типичные формы.
Таким образом в кажд.науке формируется своя понятийно –категориальная система, отраж.взаимосвязь и взаимообусловленность входящих в ее понятий. Основн.категории педгогики:пед процесс, воспитание, обучение, образование. Также педагогика широко опирирует такими общенаучными категориями как развитие и формирование.
Пед процесс –направленное организованное взаимод-е взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях пед системы. Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние и его активное восприятие и усвоение учащимися.
Воспитание- целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения к младшему.
Обучение - целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Знания – это отражение чел-ком объективной действительности в форме факторов, понятий и законов науки. Они представл.собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения-готовность сознательно и самостоятельно выполнять практич. и теоретич.действия на основе получ.знаний, жизнен.опыта, приобретен.навыков. Навыки–это компоненты практич.деят-ти, проявляющихся в автоматизированном выполнении необход.действий ловеденных до совершенства путем многократных упражнений. Обучение имеет воспит.характер, т.к.сообщая ученикам знания, педагоги всегда формируют важные мировоззренческие, соц,идеологич,нравств.,другие качества.
Образование–результат обучения. Означает формир-е образа хорошо обученного, воспитанного, интеллегентного чел-ка. Образование – система накопленных в процессе обучения ЗУНов, способов мышления, кот.овладевает ученик. Главным критерием образованности явл.системность знаний и систменость мышления. Ученик получ.систему знаний, способен сам-но мыслить, восстанавливать недостающие звенья с помощью логич.рассуждений. Различают (в зависимотси от объема знаний и достагнутого уровня самостоятельности мышления) начальные, средние и высшие образ-я, по характеру и направленности общее профессиональное политехническое. Формир-е – процесс становления чел-ка как соц.существа под воздействием различных факторов: экологич.,соц,экономич.,психолог. Формир-е подразумевает некую законченность челов.личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Развитие – процесс и результат колич. и качеств. измен-ий чел-ка. Связано с постоянно непрекащающимся изменением, восхождающим от простого к сложному, от низшего к высшим. Для углубл.изуч-я такого сложного процесса современ.наука выдел.в нем физич., психологич.,духовное, соц, и др.стороны. педагогика изучает проблемы духовного развития со взаимосвязью со всеми другими компонентами.
Все категории взаимосвязи.в реальном пед процессе одновременно пристутсв.все: обучая-воспитываем, воспитывая-формируем личность, в процессе образ-я обеспечиваем развитие всех необходимым качеств.
Базовые категории используются при разработке методик, ГОС стандарт, учебн.программа, а также при составлении целей и задач урока + пример из практики.
В систему пед наук входят методики обучения школьников.
Пед технология-совокупность, спец набор форм, методов и приемов обучения и воспитания, а также средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых псих-пед установок.