Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. Последним двум стадиям - латентной и генитальной — Фрейд уделил мало внимания
Последним двум стадиям - латентной и генитальной — Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5—6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По З.Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.
Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в работах М.Клейн, А.Фрейд, а затем преобразована в концепции психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.
Эрик Эриксон также представитель психоаналитической теории; родился в 1902 г. во Франкфурте (Германия).
Как и Фрейд, Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного «эго» («Я») и отвечать требованиям общества. Например, если он молод и здоров, то должен выбирать такую профессию, которая была бы интересной для него и в то же время нужной для общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабляющим чувство самоидентичности.
У Фрейда стадии назывались «психосексуальными», а понятие «сексуальный» отражало его акцент на биологическом удовольствии. Эриксон чаще употребляет понятие «социальное», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных-факторов. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.
§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка35
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону1
Стадия развития | Радиус значимых отношений | Основной выбор или кризисное противоречие возраста | Позитивные «новообразования» возраста | Деструктивные «новообразования» возраста |
1. Младенчество | Мать | Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности | Базисное доверие, надежда | Уход от общения и деятельности |
2. Раннее детство | Родители | Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений | Воля | Навязчивость (импульсивность или соглашательство) |
3. Возраст шры | Семья | Личная инициатива против чувства вины и страха порицания | Целеустремленность, целенаправлен-ность | Заторможенность |
4. Школьный возраст | Соседи, школа | Предприимчивость против чувства неполноценности | Компетентность, умелость | Инертность |
5. Подростки | Группы сверстников | Идентичность против смешения идентичности | Верность | Застенчивость, негативизм |
6. Юность | Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники | Интимность против изоляции | Любовь | Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений) |
7. Взрослость | Разделенный труд и общий ДОМ | Производительность против застоя, поглощенности собой | Забота, милосердие | Отверженность |
8. Старость | Человечество -«мой род» | Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения | Мудрость | Презрение |
См.: Цукерман ГЛ., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 37.