Материально-техническое обеспечение практики
Учебный класс, меловая доска, смарт-доска, программы, учебники, словари и справочники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ХАРАКТЕРИСТИКА
студентки(та) 4 курса __ гр Направления 050100. Педагогическое образование, профиля Начальное образование ИД ФГБОУ ВПО НГПУ
______________________________________________________________
школа № __________________________ ________ класс
учитель___________________________________________________________
Посещение уроков ___________________________________________________
сколько дней и часов каждый день
Отношение к работе: ответственное, заинтересованное, безразличное, безответственное (нужное подчеркнуть).
Отношение к детям: доброжелательное, тактичное, уважительное, безразличное, недоброжелательное, неуважительное, свободное, скованное (нужное подчеркнуть).
Отношение к коллегам: уважительное, корректное, неуважительное, некорректное (нужное подчеркнуть).
Кроме уроков, студентом-практикантом проведена следующая работа: ______________________________________________________________________
перечислить основные воспитательные мероприятия, текущую работу с детьми, родителями, работу по оформлению класса,________________________________________________________________
подготовке наглядных пособий и др.
Проведены уроки и внеклассные мероприятия:
№ | Предмет | Кол-во уроков | Отметка учителя, подпись | Отметка преподавателя, подпись | ||
1. | Математика | 4-5 | ||||
2. | Русский язык | 3-4 | ||||
3. | Литературное чтение | 3-4 | ||||
4. | Изобр.искусство | 1-2 | ||||
5. | Технология | 1-2 | ||||
6. | Окружающий мир | 2-3 | ||||
7. | Внекл. воспитательное меропр. | 1-2 | ||||
8. |
Отношения с учителем-наставником: доброжелательные, деловые, напряженные, конфликтные (нужное подчеркнуть).
Характеристика качества работы и педагогических способностей студента-практиканта:_______________________________________________________________________
Общая оценка работы студента в период практики (проставляется учителем)__________
Общая психолого-педагогическая
оценка уроков: ____________________________Преподаватель вуза______________
МП | Учитель – наставник ____________ /___________________/ Подпись учителя заверяю директор(завуч) школы____________ /___________________/ Дата ________________ |
Выполнение заданий по предметам (отметка, подпись преподавателя кафедры)
Педагогика и психология | Методика обуч. рус.яз и литературе | Методика преподавания математики | Теоретич.осн и ехн.худож-эстетич. воспитания мл. шк. | Методика преп.интегрированного курса Окружающий мир |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ
группа №________ школа № ____________________ Район ________________________
_______________
_______________
ФИО студента
контактный тел. школы _______________ д. тел.______________________________ ______кл. каб._______ ФИО учителя________________________________________ Адрес школы________________________________________ Транспорт___________________________________________ Остановка___________________________________________ | ___ смена Расписание звонков 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ | |
Понедельник 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ | Вторник 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ | Среда 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ |
Четверг 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ | Пятница 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ | Суббота 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ 4 _________________ 5 _________________ 6 _________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец оформления титульного листа отчета студента о практике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт детства
Кафедра педагогики и методики начального образования
ОТЧЕТ
об итогах психолого-педагогической практики
Выполнил студент 18 группы
Направления 050100.62 Педагогическое образование
Профиля Начальное образование
ФИО
Проверил
ФИО, должность
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
Дневник является главным документом практики. В дневнике каждый студент - практикант планирует свою работу в школе, фиксирует наблюдения за педагогической деятельностью учителя начальных классов и поведением учащихся. Ведение практикантом дневника способствует анализу и осмыслению его педагогической деятельности в школе. Дневник практики заполняется ежедневно и является обязательным документом, содержание которого учитывается при выставлении итоговой отметки за практику.
Содержание дневника:
Студент ________ группы ИД
_________
Фамилия, имя, отчество
Вид практики _____________________________________________________________
Период практики ____________________________________________
Название учреждения ______________________________________________________
Адрес, телефон___________________________________________________________
Директор ________________ ________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Зам.директора по начальным классам_________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Учитель-наставник ________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Класс_____ Кабинет № ______
Расписание звонков и уроков
1. Список учащихся.
2. План размещения учащихся в классе.
3. Расписание звонков в школе.
4. Расписание уроков в прикрепленном классе.
5. График уроков студентов-практикантов всей группы.
6. График внеклассных мероприятий, проводимых студентами группы.
7. План воспитательной работы учителя на период практики студента.
8. Индивидуальный план студента-практиканта на период практики.
9. Наблюдение, протоколирование и анализ посещенных воспитательных мероприятий группы.
10. Анализ собственных уроков и внеклассных занятий.
Дата | Деятельность студента, результаты выполнения, наблюдения, выводы (заполняется студентом) | Пожелания, замечания, анализ проведенной работы. Отметка о выполнении заданий (заполняется учителем и преподавателем вуза, заверяется подписью). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ
В первые дни практики студенты, посещая уроки учителя, ежедневно ведут в дневнике их подробнуюпротокольную запись по следующей схеме:
Этапы урока | Содержание и анализ педагогической деятельности учителя | Содержание и анализ учебно - познавательной деятельности учащихся | Замечания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Цель анализа: реализация триединой задачи урока (обучение, воспитание, развитие).
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами:
1) тема, цели и задачи урока.
2) организация урока, его структура.
Вывод: правильно ли определены учителем цели урока, четко ли сформулированы задачи, целесообразна ли выбранная учителем структура урока.
- Оценка поведения учителя на уроке:
1) общая характеристика педагогического общения и стиля управления классом (метод воздействия на класс, прием принятия решения, отношение учителя к учащимся, характер работы с классом, на что опирается учитель в своей работе, его позиция по отношению к классу, взаимоотношения между детьми);
2) черты характера учителя, которые содействовали или мешали успешному протеканию учебной деятельности;
3) психолого-педагогические способности, которые наиболее ярко проявились у учителя;
4) оценочные, высказывания учителя.
Вывод: В какой мере создавались условия для достижения основных функций урока в процессе общения учителя с детьми.
- Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельность на уроке:
1) воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока;
2) требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т.д.). Отношение ребят к этим требованиям;
3) воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке;
4) как учитель обучал технике учебной работы (как слушать объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т.д.), то есть как он учил детей учиться?
- Мотивы деятельности учащихся на уроке, отношение к учению:
1) какие мотивы учения проявились у детей на данном уроке (оценка мотивов по степени действенности, обоснованность мотивов, положительная или отрицательная направленность мотивов, содержание мотивов);
2) какое отношение школьников к учебной деятельности преобладало на данном уроке ? Были ли причины, вызвавшие их отрицательное отношение к учению ?
3) какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе?
- Учебная деятельность детей и управление ею учителем:
1) характеристика каждого действия по содержанию, приемам с точки зрения обеспечения целей урока:
а) какие действия осуществляются ребенком в течение урока (предметные, по контролю, действия по самоконтролю)? Характеристика учебного действия (уровень выполнения - материальный, материализированный в громкой речи, речи про себя, в уме; степень обобщенности и сокращенности, степень освоенности);
б) каких психических процессов требует выполнение данного действия (воображения, мышления, памяти)?
в) какой уровень, требований психического процесса предъявляется соответствующим действием (высокий, низкий, адекватный для ребенка)?
г) каких знаний, умений и навыков требует от ребенка это действие? Какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень? Как протекал процесс формирования понятий? Какие навыки и умения проявили школьники и каков уровень их развития ?
Вывод: Если знания, умения и навыки, которые требовались от ребенка содержанием учебных действий, связаны с закреплением ранее пройденного или изучением нового, то учебная цель достигнута.
д) в каком отношении эти действия стоят к личности ребенка; какое отношение осуществляется к другим людям, обществу этим действием.
Вывод : Достигнута ли этим воспитательная функция урока.
2) Управление учебными действиями учащихся:
а) формы контроля за учебным действием;
б) формы активизации деятельности учащихся, которые использовал учитель;
в) организация обратной связи на уроке.
6. Познавательная деятельность:
1) внимание:
а) пути организации внимания на всех этапах занятия;
б) виды внимания и форма их проявления у отдельных школьников;
в) способы переключения внимания учеников с одной работы на другую;
г) в каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справлялись;
д) как учитывались возрастные особенности внимания?
2) организация восприятия, его характер:
а) что является объектом восприятия учеников?
б) качество материала восприятия; использование наглядных средств, их функция на уроке; осмысленность восприятия учебной информации.
3) активизация памяти и её развитие:
а) с какой целью проводилось обращение учителя к памяти школьника на различных этапах урока?
б) какие виды памяти имели место на уроке?
в) какие приемы лучшего запоминания новых сведений использовал учитель?
г) как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти?
4) активизация мыслительной деятельности школьников:
а) как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?
б) что побуждало учеников к мыслительной деятельности, создавались ли проблемные ситуации и как это делалось? Создавалась ли у учеников потребность в усвоении данных понятий?
в) какие приемы мыслительной деятельности проявились у учащихся и каков их уровень?
г) какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения высказывал?
д) каков уровень усвоения понятий, проявленный учениками, на уроке вырабатывал? Каким (дедуктивным или индуктивным) путем вел учеников к усвоению тех или иных суждений? Каковы ошибки при определении понятий?
е) какие качества ума проявились у детей, и как учитель способствовал их формированию; как учитель контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах урока и в чем проявилась его помощь на каждом из них?
5) воображение:
а) какие образы должны быть созданы учениками на данном уроке для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса?
6) какие недостатки формирования образов обнаружились у школьников и каковы их причины?
в) какие условия способствовали эффективности деятельности воображения у детей?
г) в каких случаях воображение было воссоздающим или творческим?
Вывод: Все ли основные психические процессы были задействованы системой учебных действий на уроке? Если психические процессы представлены в учебных действиях достаточно полно, и уровень требований, предъявляемых к ним, достаточно высок, то развивающая цель реализуется.
7. Реализация принципов дидактики (подробно):
1) принципы наглядности, доступности, сознательности;
2) индивидуальный подход (учет индивидуального уровня знаний, умений, навыков, учет особенностей характера, темперамента, способностей); в чем он выразился на различных этапах урока;
3) все остальные принципы (коротко).
8.Организация коллективной деятельности (форма, направленность, отношения между детьми, складывающиеся в процессе деятельности).
1. Организация учителем обратной связи:
1) На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?
2) Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке?
3) Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
4) Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?
5) Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?
10. Психические состояния учащихся на уроке:
1) Какие психические состояния проявились у школьников?
2) Причины этих состояний (причины, связанные с физическими состояниями учащихся, с предшествующими обстоятельствами, с ходом самого урока).
11. Результаты урока:
Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Какую лепту внес урок в общее развитие учащихся?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА
- Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество в нем учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).
- Характеристика формальной структуры коллектива класса:
• сплоченность и организованность учащихся класса (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание учащихся начальных классов);
• актив класса (инициативность и ответственность активистов, отношение к требованиям учителя, их статус в коллективе учащихся; требовательность активистов к себе и другим членам коллектива, умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль).
Изучите школьный класс, используя методику «Выявление социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе».
Концептуальное описание характеристик. Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного человека? и т.п. Имея информацию о статусе личности в конкретном социальном окружении, количестве и характере ее межличностных связей, мы можем оценить социально-психологическое благополучие индивида, наметить пути его коррекции и развития.
Процедура опроса. Проводится социометрическая разминка, цель которой — установить психологический контакт с обследуемыми. После этого объясняется смысл опроса, зачитывается инструкция и даются необходимые пояснения.
Каждому участнику группы дается список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа: 1) С кем бы хотел сидеть за партой ? 2) С кем бы ты хотел пойти в поход и жить в одной палатке ? 3) С кем из учеников нашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной ? 4) Кого бы из класса ты хотел бы видеть своим другом? 5) Кому из класса ты хотел бы доверить свою тайну? 6) С кем из класса ты хотел бы участвовать в соревнованиях?
Обработка результатов:
1) По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица (таблица) по критерию эмоционального тяготения.
2) Подсчитывается количество положительных («+») выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству «+» выборов в каждом столбце матрицы.
3) Подсчитывается количество положительных («+») баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй — 1 балл, за все последующие выборы — по 0,5 балла.
4) Подсчитывается количество отвержений («—» выборов) для каждого участника.
5) Подсчитывается количество баллов за отвержения («—» баллы) для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком «—»).
№ п/п | Тот, кто выбирает | Тот, кого выбирают | ||||
Александров П. | +1 | -2 | +2 | |||
Иванов Н. | +2 | -2 | +1 | |||
Ковалев В. | +2 | -2 | +1 | |||
Леонтьев А. | +2 | -2 | +1 | |||
Петровский В. | +1 | -2 | +2 | |||
Количество «+» выборов | ||||||
Количество «+» баллов | ||||||
Количество «-» выборов | ||||||
Количество «-» баллов | ||||||
Порядковый номер | ||||||
Статус |
6) Если применение пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточным, то используют в качестве дополнительного критерия порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, например, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник, у которого более низкое место в списке группы.
7) Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы и указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками).
8) Определяется значение показателя эмоциональной сплоченности группы:
С= NB/(N-(N-1)],
где С — эмоциональная сплоченность группы: Ns — количество взаимных выборов в группе; N— количество участников группы; N (N — 1) — общее возможное число взаимных выборов в группе.
9) Определяется: среднее число выборов, социометрические звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные.
- Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие “отверженных”, причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.).
- Содержание коллективной деятельности класса:
• учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней учебной работы и т.д.);
• внеучебная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней младших школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие младших школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного образования и т.д.).
- Общие выводы:
• характеристика уровня развития коллектива класса;
• предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.
Основные вопросы, которые необходимо раскрыть в отчетах:
характеристика состояния учебно - воспитательной работы в классе; характеристика класса, школы, в которой проходила практика; анализ своей учебной работы; анализ работы в классе в качестве классного руководителя; общие выводы (какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики); предложения по совершенствованию организации педпрактики. Анализ отчетных документов практикантов позволяет руководителям практики судить о качестве их работы в период педпрактики, о степени осмысления ими своего педагогического опыта, об их отношении к избранной профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА МАТЕМАТИКИ
- Каковы запланированные и реально достигнутые цели урока?
- По каким критериям и как установить, соответствует ли содержание и организация просмотренного Вами урока его цели?
- Опиралась ли учебная работа на субъектный опыт учащихся? В чем это проявилось?
- Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке (репродуктивные, частично-поисковые, творческие)? Какие из них в наибольшей мере оказывали положительное воздействие (какое?) на учащихся - всех или некоторых?
- Какие функции выполнило каждое из заданий, предложенных учителем мотивирующую, познавательную, обучающую (чему?), развивающую (что?), контролирующую (что?)?
- Корректно ли учитель использовал математическую терминологию, формулировал вопросы и задания? Грамотно ли пользовались математической терминологией дети?
- Все ли дети работали на уроке в зоне своего ближайшего развития?
- Какие методические приемы (при работе над отдельными заданиями, при изучении нового, при закреплении, проверке и т. п. ), используемые учителем на уроке, Вы хотели бы использовать в своей практике?
- Какие формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая) применены учителем на уроке уместно и успешно?
Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества? Какие моменты урока заслуживают положительной оценки?
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
АНАЛИЗ ЭТАПА ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ОПРОСА:
- вид и целесообразность проверки выполнения домашнего задания на данном уроке;
- тип опроса, его соответствие методическим и психологическим требованиям, предъявляемым к данному этапу урока;
- формы организации деятельности школьников, приёмы их активизации.
АНАЛИЗ ЭТАПА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО:
- метод изучения нового и его целесообразность;
- качество дидактического языкового материала, подобранного для предъявления нового;
- наличие всех четырёх стадий изучения нового;
- разнообразие форм работы с формулировкой правила (определения);
- какие виды памяти задействованы на стадии запоминания нового;
- организация деятельности учащихся на стадии воспроизведения нового.
АНАЛИЗ ЭТАПА ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
- наличие всех необходимых стадий закрепления;
- усложнение заданий внутри каждой стадии закрепления и от стадии к стадии;
- приёмы закрепления, их целесообразность;
- вариативность языкового материала в упражнениях на закрепление;
- чередование разных видов деятельности учащихся;
- наличие пояснений учащихся и комментариев учителя.
АНАЛИЗ ЭТАПА КОНТРОЛЯ:
- вид контроля и его соответствие типу урока;
- приёмы, обучающие школьников самоконтролю.
АНАЛИЗ ЭТАПА ПОВТОРЕНИЯ:
- тип повторения, используемый на данном уроке;
- соединение попутного и текущего повторения с изучаемой темой.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УРОКА (ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЭТАПОВ):
- корректность учителя при использовании лингвистической терминологии, формулировании вопросов и заданий;
- грамотное использование языковедческой терминологии учащимися;
- свободное владение учителем теоретическими основами предмета;
- использование дополнительной информации по теме (кроме данной в школьном учебнике);
- деятельность учителя по обучению школьников элементам самостоятельной работы (целеполагание, работа с теоретическими и практическими материалами учебника, составление алгоритмов, самостоятельная деятельность учащихся при организации работы с использованием проблемных методов обучения и т.п.);
- экономность организующих действий учителя (организационный момент, в процессе урока, при задавании на дом);
- выполнение этических норм в отношениях учителя с учениками (уважение личности ученика, справедливость в оценках, их мотивация);
- эстетическая ценность наглядных средств обучения, языкового материала урока.
Какие методические приемы, используемые учителем на уроке, Вы хотели бы использовать в своей практике?
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1. Тема урока.
2. Цель и задачи урока.
3. Содержание урока:
- описание всех видов деятельности учителя и учеников;
- примерный текст, произносимый учителем,
- задания и правильные, с точки зрения студента и учителя, ответы;
- домашнее задание.
4. На полях разместите: описание подготовленных учителем или детьми наглядных пособий, живых объектов, которые предполагается использовать на уроке. Согласуйте перечень наглядных пособий с руководителем по предмету и приложите к конспекту.
5.К конспекту должны быть приложены:
- дидактические материалы (стихи, загадки, кроссворды с правильными ответами, ребусы, описание игр и т.п.);
- содержание карточек для индивидуальной и групповой работы учащихся;
- текстовые материалы, выдаваемые ученикам заранее или во время урока.