Фрагмент занятия по развитию речи
Тема: Ступеньки доброты.
Эмоциональное вхождение в тему.
Я долго думала, что привезти из Сибири, чтобы вам подарить. Я дарю вам слово. Но слово это не простое, а очень важное. Угадайте его. Оно в огне не горит и в воде не тонет. (Доброта).
– Вслушайтесь! Вникните! Не позабудьте!
У слова свой норов, свое нутро,
И если вы в эту проникните суть –
Слово сотворит вам добро!
Затем предлагаю притчу о том, как учитель решил испытать своих учеников:
Сколько хороших и плохих
Учитель решил проверить своих двух учеников: поняли ли они его наставления, что людей надо понимать душой, сердцем.
– Пойдите в ближайшую деревню и посчитайте, сколько там хороших и сколько плохих людей! – сказал он им.
Один быстро вернулся.
– Учитель, – воскликнул он, – там все люди хорошие, я ни одного плохого не увидел!
Другой задержался и вернулся возмущённый.
Учитель, я ни одного хорошего не увидел там, все плохие!
Учитель поставил их друг против друга и сказал:
– Вы видели одних и тех же людей. Почему для тебя все они хорошие, а для тебя – все плохие?
– Почему же у учеников были такие ответы? (высказывания, предположения).
Вывод:
Действительно, ученики видели жителей через свою призму, поэтому каждый увидел своё.
Образная зарисовка.
Предлагаю один из возможных вариантов игры «Снежный ком» с использованием сюжетных картинок, например, предлагаю картинку «В метро вошла бабушка». Дети по одному предложению (или слову) дорисовывают сюжет, создавая настоящее художественное произведение – рассказ, сказку или басню (по желанию самих детей).
Попробуем?! …
– Замечательно, я думаю, что нашей бабушке будет уютно и комфортно ехать куда-то вперед – к своим близким, друзьям, к своему счастью.
Погружение в народную мудрость.
Следующий этап нашего занятия – работа с народной мудростью. Прочитайте пословицы, подумайте, о чем они и попробуйте найти лишнюю.
1. С добрым делом не опоздаешь.
2. Добро по указу – не добро.
3. Только после доброго труда наступает отдых.
4. Добро творится в молчании.
– Конечно, лишняя пословица здесь под номером 3, так как в ней говорится о труде, а в остальных о добре.
Минута творчества.
На Земле нет идеальных людей. Не все люди хорошие, не все – плохие. Но каждый человек стремиться быть лучше, добрее. Предлагаю вам подумать и составить творческое письмо «Мой добрый поступок», в котором вы можете рассказать о своем добром поступке реальном или воображаемом. Опустите головы на парты, закройте глаза, ибо добро творится в молчании (ответы слушателей).
Мы – мудрецы.
Наше занятие приближается к концу, и по традиции мы должны постичь какую-либо мудрость. Сегодня у нас целых две мудрости, но их нужно разгадать. Первая мудрость принадлежит великому мудрецу Аристотелю, а вторая Льву Толстому.
1. «Чтобы делать добро, … … ….» (надо им обладать) (Аристотель).
2. «Когда хорошие люди бездействуют, … …» (торжествует зло) (Л. Толстой).
Благодарность уроку.
К сожалению, наш урок закончился. За что мы можем поблагодарить друг друга и наш урок? (За сотрудничество, за новые мудрости, слова, улыбки и др.). Пожелаем добра.
Удивительными возможностями духовно-нравственного становления личности ребёнкаобладают также уроки чтения – ведущие в педагогическом процессе, так как на них совершается взращивание души ребёнка. Важно, чтобы ребёнок испытал ДУШЕВНОЕ открытие, которое заставило бы его иначе, чем до этого урока относиться к себе и миру. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя (В. Сухомлинский)
Правда и ложь, добро и зло, любовь и ненависть… Чем раньше ребёнок задумается над этими проблемами, тем лучше. Уроки литературы воспитывают ребёнка не путем прямых нравоучений и назиданий, а, пробуждая в ребёнке чувство участия, сочувствия, сопереживания, воспитывая в нем чувство прекрасного, которое поможет в жизни.
Высокий духовный потенциал заложен в уроках чтения, внеклассного чтения в начальной школе, которые проходят через знакомство с писателями родной земли Хакасии. Почему, спросите вы. Потому, что через такие уроки мы закладываем ценности: Родина, любовь к родному, семья, этнос, государство. Именно через них закладываются и взращиваются отношения ребёнка к окружающему миру, ответственность за свою и чужую жизнь.
Любое занятие о родном крае предвещает вопрос, который помогает открыть секреты мудрости древней земли, соединить сердце с разумом, почувствовать нить времён. Содержанием сегодняшнего урока стал рассказ малоизвестного, но уникального нашего писателя-земляка Г. Батца «О чём поют жаворонки». Попробуем вместе с вами хотя бы на несколько минут вернуться в свое детство, стать учениками, чтобы почувствовать атмосферу такой работы.