Б) Отечественная школа и педагогика
40. Педагогическая мысль Византии.
41. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».
42. Педагогические принципы Древней Руси .
43. Домострой о воспитании и нравственности.
44. Просветительская деятельность Ф.Скорины
45. Просветительская деятельность Е.Полоцкой
46. «Киево-Могилянская академия»,
47. «Славяно-греко-латинская академия»,
48. «История создания Московского университета».
49. «Школьная система в Виленском учебном округе»,
50. «Виленский университет в первой половине Х1Х века»,
51. «Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского»,
52. «Дидактика К.Д.Ушинского»,
53. «Педагогические взгляды Н.И.Пирогова»,
54. «Яснополянская школа Л.Н.Толстого».
55. В.Татищев как яркий представитель педагогики петровского времени.
56. И.И.Бецкой как организатор системы просвещения в России.
57. Н.Новиков – просветитель ХУШ века.
58. Ф.Янкович в истории российского образования
59. Царскосельский лицей – элитное учебное заведение России
60. Земская школа России (история, опыт)
61. Педагогическая деятельность и взгляды П.Каптерева.
62. Педагогическая деятельность и взгляды В.Стоюнина.
63. Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских педагогов.
64. Д.Менделеев как педагог.
65. Авторские школы в России во второй половине 19 в. (Н.Корф, Н.Бунаков, Л.Толстой, С.Рачинский
66. Альтернативная педагогика 20-х гг. в Советской России.
67. А.В.Луначарский и Н.К.Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.
68. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е гг. в Советской России. (С.Шацкий и др.).
69. Педагогический опыт работы А.С.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной педагогике.
70. Опыт авторской школы В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.
71. Белорусская школа в послевоенный период(50-60-е гг. ХХ века).
72. Кризис советской школы в 80е гг. ХХ века и его причины.
73. Движение педагогов- новаторов и его оценка.
74. Тенденции развития школьного образования в 90-е гг. ХХ века в странах СНГ
75. «Болонский процесс»
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андрэева Е.Г. Гісторыя педагогікі. Вуч. дапаможнік. У 3-х частках. Мн., 1993.
2. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986.
3. Арлова Г.П. Беларуская народная педагогіка. Мн.,1993.
4. Асвета і педагагічная думка на Беларусі: Са старажытнасці да пач. XX ст.: Бібліягр. паказальнік. У 2-х частках /Пад рэд. С.В.Снапкоўскай. Мн., 1995.
5. Асвета і педагагічная думка у Беларусі. Са старажытных часоў да 1917 г. /Пад рэд. А.М.Лазарука і інш. Мн., 1985.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ в. М., 1994.
7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие.- М., 1998.
8. Евдокимова Е.Л. Гимназическое образование в Беларуси: Историч. опыт и тенденции развития (XIX—нач. XX вв.). Мн., 1998.
9. История педагогики /А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др. Уч. пособие для пед. ун-тов. М., 1995. Ч.1.
10. История педагогики. /Под ред. А.И.Пискунова. Уч. пособие для пед. ун-тов. М., 1997. Ч. 2.
11. Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика. 1996, №3. С. 64-67.
12. Каптерев П.Ф. Новая русская педология, ее главнейшие идеи. Направление и деятели. Спб.,1914.
13. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1987.
14. Константинов Н.А., Медынский Е.А., Шабаева М.Ф. История педагогики. : Учебник для студентов пединститутов. М., 1982.
15. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Уч. пособие. - М., 1994.
16. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (Х --начало ХХ В.): Учеб. пособие. М., 1998.
17. Народная адукацыя і педагагічная думка ў Беларусі (1917--1945) /Г.Р.Сянкевіч і інш.Мн.,1993.
18. Народная педагогіка беларусаў /Пад рэд. В.К.Бандарчыка, М.Ф.Піліпенкі, С.В.Снапкоўскай. Мн.,1998.
19. Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі /Пад рэд. С.А.Умрэйка, Т.Р.Сянкевіч, П.С.Сонцаў. Мн., 1968.
20. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М., 1995.
21. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. М., 1981.
22. Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн.,1974.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Болбас В.С. Ідэі маральнага выхавання ў педагагічнай думцы беларускай эпохі Адраджэння (XVI-XVII ст.). Мн., 1996.
2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940,1963.
3. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн., 1971. С. 215-256.
4. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн., 1971. С. 275 – 296.
5. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн., 1971. С. 78 –132.
6. Крупская Н.К. Народное образование и демократия //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф.Егоров. М.,1988. С. 398-422.
7. Локк Д. Мысли о воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. С. 163-193.
8. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн., 1971. С. 215-256.
9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е. Лакин и др. Мн., 1971. С 133-176.
10.Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф.Егоров. М., 1988. С. 150-166.
11.Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн., 1971. С. 582-593.
12.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
13.Толстой Л.Н. О народном образовании //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1988. С.165-181.
14.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И.Е.Лакин и др. Мн., 1971. С. 311-321.
15. Снапкоўская С.В. Адукацыйная палітыка і школа на Беларусі ў канцы XIX—пачатку XX ст. Мн., 1998.
Обязательная
1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. –– С.-Пб.: Питер, 2000. –– 304 с.
1. Гуманистические воспитательные системы вчера, сегодня, завтра / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1996.
2. Закон «Аб адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь». Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений» в Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» // Наст. газета. ––2002. –– 4 красавіка.
3.Закон Рэспублікі Беларусь «Аб правах дзіцяці» // Наст. газ. –– 1992. ––
16 мая.
4.Конвенция о правах ребенка. М., 1992.
5. Коротаев Учение –– процесс творческий. –– М.. !989.
6. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – Мн., 1994.