Вопрос 36: Отечественная школа и педагогика в советский период (1917 - 1990 гг.)

После Октябрьской революции 1917 г. и до середины 1980-х гг. в нашей стране формировался и развивался феномен советской педагогики. В сфере образования, в подходах к его осмыслению допускалось лишь следование «генеральной линии» коммунистической партии. Никакое инакомыслие не допускалось и жестко преследовалось. Во второй половине 1980-х гг. наметился отход от привычных педагогических стереотипов.

Советская школа

Переломным моментом в развитии отечественной теории и практики образования стала Октябрьская революция 1917 г. Учительство раскололось на два лагеря: одни поддерживали большевиков, другие не приняли революцию. Руководство Всероссийского учительского союза (ВУС) призвало учителей бойкотировать советскую школу. Советское правительство объявило забастовку учителей незаконной и распустило ВУС. Развитие теории и практики образования в Советской России, а позднее в Советском Союзе определялось особенностями коммунистической идеологии и тоталитарного общества.

· 1917 г. – создание Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса).

· Октябрь 1918 г. – «Положение о единой трудовой школе», «Основные принципы единой трудовой школы», «Декларация о единой трудовой школе».

Документы ориентировались на принципы гуманизма и демократии. В то же время они не учитывали реальной ситуации, сложившейся в сфере образования и в обществе в целом, были пронизаны коммунистической фразеологией.

«Положение» и «Декларация»

1. объявляли школу всех ступеней бесплатной и общедоступной,

2. ставили задачу введения всеобщего обязательного начального обучения,

3. отделили школу от церкви,

4. запрещали преподавание в школе религии,

5. провозглашали принципы соединения производительного труда с обучением

6. вводили совместное обучение мальчиков и девочек.

Было введено деление школы на первую (5 лет обучения, для детей от 8 до 13 лет) и вторую (4 года обучения, для детей 14–17 лет) ступени. Школьному обучению должен предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.

Главное направление новой школы – развитие здорового ребенка, поэтому были введены массовая ритмическая гимнастика, спортивные занятия, игры.

· 1920 г. – создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она проводилась С 1920 по 1925 г. (ликбез).

Впервые создана государственная система дошкольного образования (ясли и детские сады). Открывались детские дома и школы для беспризорных

· В 1920 г. общеобразовательная школа стала 7-летней (4+3).

· В 1922 г. школа вновь стала 9-летней (5+4).

· 1922 г. – создание Всесоюзной пионерской организации.

Отечественная педагогика обращалась к западному опыту, заимствовала и перерабатывала применительно в соответствии с условиям Советского государства

в сфере образования проявились многие негативные черты: безраздельное господствокоммунистической идеологии, нетерпимость к инакомыслию, возведение в абсолют классово-партийного подхода, были подавлены в теории и практике образования ростки педагогики свободного воспитания с их внеклассовым гуманизмом

· В первой половине 1930-х гг.:отказ от педагогического идеала 1920-х гг. и возрождению в полном объеме «школы учебы», причем преимущественно в ее авторитарном варианте:

1. введение всеобщего обязательного начального образования

2. Воспитание и обучение были направлены на формирование людей, преданных коммунистической идеологии

3. Понятие о самоценности личности утрачивалось

4. все это привело к тому, что образование превратилось в формализованный процесс подготовки кадров, заведомо направленный на формирование «частичных», «специализированных» людей

· В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. советская школа столкнулась с рядом проблем: призыв педагогов-мужчин в армию, недостаток учебной литературы и школьных принадлежностей, работа подростков на заводах и фабриках и др.

· После разоблачения культа личности Сталина (1956):

1) В 1958 г. была начата реформа среднего образования, ставившая своей главной задачей приблизить школу к жизни.

2) Учрежден новый тип учебных заведений – (ПТУ).

3) возврат к 10-летнему школьному обучению.

4) Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов начали разработку теории и практики развивающего обучения.

5) 1974 г. – введение всеобщего среднего образования.

6) 1980-е гг. – осуществлен переход на 11-летнее школьное обучение и введен прием детей в школу с 6 лет.

7) на первый план выдвинулась проблема гуманизации образования.

Выводы по теме

В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяются три этапа:

1) 1917 – начало 1930-х гг. – период гуманистических исканий;

2) 1930-е гг. – создание авторитарной «бездетной» педагогики;

3) 1945–1990 гг. – период подъемов и спадов отечественного образования.

В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

Советской педагогической наукой сделан ряд открытий, определивших развитие практики образования и научный педагогический поиск в 21 в.

Вопрос 37: Педагогическая деятельность и педагогические воззрения А.С. Макаренко. Анализ его произведений «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Лекции о воспитании детей», «Книга для родителей» и др. (по выбору).

Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С.

По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10-ть лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1920г. ему было поручено организовать в близи Полтавы колонию для несовершеннолетних и руководить ею. Воспитанники, с которыми Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать граждан. Большая заслуга Макаренко в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.

Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького».

В конце 20-х годов Макаренко участвовал в организации детской трудовой комунны в поселке под Харьковом. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. В коммуне было организовано промышленное производство – здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в пед. смысле, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Макаренко настаивал на том, что пед. теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов, придавал огромное значение воспитанию в труде.

«Лекции о воспитании детей»

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители должны проявлять к детям требовательную любовь, иметь в глазах детей заслуженный авторитет

Авторитеты бывают:

1) Авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры.

2) Авторитет расстояния.Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям.

3) Авторитет любви.Макаренко суждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая.

4) Авторитет чванства, резонерства, подкупа.Последний он считал наиболее безнравственным, осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. Такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко подчеркивал, что авторитет родителей — важнейшее условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал произведения, в которых раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

Наши рекомендации