Отечественная школа и педагогика в первой половине XIX в.

Концепция национальной школы К.Д. Ушинского.

Большое внимание этой тематике уделял и К.Д.Ушинский. В одной из наиболее известных его статей - "О народности в общественном воспитании" (1875 г.) - едва ли не впервые в России рассматривались различные аспекты национальных особенностей воспитания и давалось четкое мировоззренческоеобоснование позиции автора. Концепция национальноговоспитания, предложенная К.Д.Ушинским, базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Эта система основывалась на формировании такого идеала человека, каким он представлялся в каждой стране. "Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особеннаянациональная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели" утверждал педагог (О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения М 1968 С.272). Применение в нашей стране системы образования, построенной на "абстрактных или иностранных началах", окажет, по мнению Ушинского, слабое или даже негативное воздействие на развитие российскихучеников. Обосновывая доминирующее влияние национальности на характер человека, Ушинский утверждал, что некоторые национальные качества передаются по наследству. (Позднее от несколько изменил свои взгляды на эту проблему.) Именно эти национальные качества, по его мнению, предопределяют поведение личности в различных ситуациях. Ушинский полагал, что национальные черты "коренятся глубже всех прочих" как во внешности, так и в душе человека.

Из этих утверждений педагог делал выводы о существовании у людей только одной, общей для представителей одного этноса "природной наклонности", которою он назвал "народностью". В современной науке это явление получило название национальной ментальности. Именно на "народность", как утверждал Ушинский, должен опираться педагог в своей деятельности. Автор весьма категорично утверждал: "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным", т.е. сообразным особенностям национального характера (там же, С.280). Признавая высшим идеалом воспитания идеал христианский, Ушинский полагал, что он является неотъемлемой частью национального воспитания всех христианских народов. Преподавание различных учебных дисциплин также составляет общий для всех цивилизованных народов элемент педагогики. Однако конкретные формы воспитания и обучения при этом должны оставаться национальными.

К.Д. Ушинский о народной школе «Проект учительской семинарии», «Вопросы о народных школах», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Родное слово».

К.Д. Ушинский является основоположником начальной народной школы. Он обосновал необходимость реальной программы, связанной с изучением родного языка и основных доступных ребенку явлений жизни природы и общества, разработал проблему духовного формирования и развития школьника в процессе обучения. В соответствии с провозглашённой целью первоначального обучения как основы общего образования К.Д. Ушинский выделял главные предметы, имеющие решающее значение в умственном и духовном развитии ребенка. Среди предметов, оказывающих влияние на умственное развитие детей, он на первое место ставил родной язык и естествознание.Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как

коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должныстроиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и

потребностями своей страны. Резко критикуя сторонников механического

заимствования зарубежного опыта, К. Д. Ушинский писал: «Мы... усваиваем теи другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим

преобразовывать и устраивать наше народное образование. Редко мы даем себеотчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила», и наивноудивляемся, когда, прилагая их у себя, находим, что они друг другу

противоречат.

Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к

раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал

русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической

мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и

возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового

педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были

подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования,

русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессе

ассимиляции педагогических идей.

Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко

сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в

самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у

другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в

историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет

быть бессильным, должно быть народным» (II, 160—161).

Принцип народности воспитания лежал в основе учения К. Д. Ушинского ородном языке как центральном предмете школьного образования.К. Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языка должно являтьсяодной из основных задач школы, если эта школа служит интересам народа. Онрешительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемогосамодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучениеосуществлялось на родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, -заявлял Ушинский, - как то, которое желает отнять у народа наследство,созданное бесчисленными поколениями его отживших предков».

Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение

Ушинского о труде как главном факторе воспитания.Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского, должна

осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой

деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому

народу, который является создателем материальных и духовных ценностей.

«Воспитание, - писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с однойстороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире,а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда». Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления,

она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь егоне может быть ни достойной, ни счастливой».

Учебники воспитывали

у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.

В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим

мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского.

Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать

учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя

постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252),

чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту

ребенка.

Проблемы педагогики в работах К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «О народности в общественном воспитании», Предисловие к работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии».

В педагогическом наследии К.Д. Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в труде «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)».Основная идея книги сформулирована автором в предисловии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

Вторая проблема, лежащая в основе педагогической системы К.Д. Ушинского, - это идея народности воспитания.Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский начинает анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов.

Третья проблема педагогической системы К.Д. Ушинского – воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание. Воспитание должно развивать, по мнению К.Д. Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга.

Средствами нравственного воспитания, по К.Д. Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и изыскания.

Большое значение в воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Важнейшими условиями эффективного семейного воспитания являются доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.

Наши рекомендации