Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Философия социальной работы − это идеология профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе развития социальной работы как общественной профессии. Философия социальной работы − это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующиеся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями.

4.1. Парадигмы философии социальной работы

В философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.

Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики лежат идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы социал-дарвинизма направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение.

Философия позитивизма в социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о психических и социально-экономических процессах.

Основой идеологии позитивизма становятся бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология.

С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно-обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.

Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся преобладающими в сознании. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям, находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами.

Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости – таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня.

Ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы професионализма определяются рядом аспектов: географическом, политическом, социально-экономическом, культурном, духовном.

Географический аспект. Деятельность осуществляется в определенных границах.

Политический аспект. Страны, где осуществляется деятельность социальных работников, имеют различные политические системы. Деятельность осуществляется в соответствии с принципами социальной работы, независимо от политической системы.

Социально-экономический аспект. Надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, система здравоохранения и образования, доступ к системе социального обеспечения и обслуживания − право человека в современном обществе.

Культурный аспект. Традиции, убеждения, культура отдельных лиц, групп, общин, стран должны уважаться и сохраняться. Это важнейший принцип антидискриминационной политики, гарантия стабильности и развития общества.

Духовный аспект. В любом обществе существует своя система ценностей. Для развития системы ценностей социальной работы необходимо принимать во внимание духовный мир, ценности, чаяния, идеалы, философию, этику тех, с кем работают социальные работники.

Эти аспекты в философии профессионализма должны способствовать созданию справедливых социальных институтов, способных обеспечивать безопасность и развитие человека без ущерба его достоинства.

4.2. Философские ценности социальной работы

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются идеалы, этические нормы и практические принципы взаимодействия.

Первый уровень – это метауровень, накотором философские ценности социальной работы выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Второй уровень – это макроуровень, на котором определяются цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Третий уровень – это мезоуровень, на котором ценностные ориентации социальной работы связаны с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Четвертый уровень – это микроуровень философских ценностей социальной работы, который отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия).

Метауровень ценностей социальной работы

1. Право на жизнь

Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека.

2. Свобода

Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человек имеет право на свободный выбор образа жизни. Согласно Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), свобода включает: свободу от рабства и подневольного состояния, свободу от пыток и жестокого обращения и наказания, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу передвижения и выбора места жительства.

3. Равенство и недискриминация

Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Недискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т. д.

4. Справедливость

Справедливость предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость – гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание.

Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение.

5. Социальная ответственность

Социальная ответственность – это деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся гражданам. Любые ресурсы, которыми владеет сообщество, должны быть использованы для улучшения положения человека. Ценностный смысл социальной ответственности состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся.

6. Обеспечение мира и отказ от насилия

Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие – неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира.

7. Солидарность

Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. Социальные работники должны не только оказывать помощь людям, но и солидаризироваться с отдельными лицами, группами, общинами, с жертвами насилия, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.

Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также в ситуациях, обусловленных нуждой, социальной несправедливостью и пренебрежением. Солидарность – это активная помощь уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека.

8. Отношения между человеком и природой

Поиск гармонии с природой является одной из важнейших стратегий человечества накануне третьего тысячелетия. Несовершенные промышленно-экономические модели производства, использование токсичных промышленных ресурсов, радиоактивное загрязнение, потребительское отношение к природе, отсутствие соответствующей информации создают угрозу для уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды, программы экологического воспитания, кампании по охране окружающей среды – важнейшие мероприятия социальных работников.

Макроуровень ценностей социальной работы

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

1. Преимущества индивида по отношению к обществу

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник своими действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство, и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом

Конфиденциальность – средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также использование информации клиента в научных целях.

3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений

Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости «ты – мне, а я – тебе» недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку основу профессионального взаимодействия составляют не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

4. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям

Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим

Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Его знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание ситуации, проблемы, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.

Социальный работник должен критически проверять появляющиеся новые знания и не отставать от жизни, внося посильный вклад в развитие социальной науки и своей профессии.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание

Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту.

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен ориентировать клиента на то, что всегда будет его «костылем», на который тот будет опираться в любой трудной жизненной ситуации.

8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации (психические расстройства)

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества

Социальный работник должен принимать необходимые меры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию – важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности

Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той мере, если оно не мешает исполнению служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уважению к ней.

Мезоуровень ценностей социальной работы

Можно выделить различные группы ценностей.

К первой группе относят абстрактные ценности: демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второй группе относятся ценности функционирующей личности: «хорошее − плохое» общество, «хорошая − плохая» семья, «престижная − непристижная» работа и т. п. Третью группу составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Микроценности социальной работы

Данная группа ценностей связана с отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия социального работника и клиента.

Основными микроценностными установками выступают:

Эмпатия − сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие − доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность − откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом.

Экспертностъ − понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивностъ − способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность − умение заслужить доверие клиента.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Ценности и нормы личности и общества учитываются в социальной работе.

Наши рекомендации