По правовому воспитанию детей и молодежи Республики Марий Эл

Волонтерское движение студентов юридического факультета

Кондратенко Е.В

к.п.н., профессор

Козлов П.С

студент

ФГБОУ ВПО «МарГУ», г. Йошкар-Ола

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию за последние пять лет серьезное внимание уделяется решению проблем в молодежной среде, что определяется вызовами современности и демографической ситуацией, поскольку молодежь России сегодня составляет более четверти населения страны[1].

Очевидным является то, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый жизненный стиль[2].

Повышенная эмоциональность, ранимость, болезненное восприятие негативных явлений, крайность в суждениях вызывают недоверие к официальным властям, тонизирует различные формы антиправового поведения молодежи.

О государственной значимости проблем молодежи, в том числе и её правосознании, свидетельствуют и проведенные Советом Федерации слушания о государственной молодежной политике и перспективах её развития, а также «Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года», которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года[3].

С учетом состояния современной юридической науки, необходимостью совершенствования педагогических умений и навыков и потребностей практики правосознание необходимо рассматривать как совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций, отражающих правовую действительность в форме нормативных, юридических понятий, выражающих оценочное, психолого-педагогическое отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни, юридической практике.

Важнейшим фактором, определяющим успех формирования правосознания молодежи, является организация правового воспитания.

Правовое воспитание ‑ это основанная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, способствующих укреплению законности и правопорядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе.

Общественное правосознание воплощается в жизнь через индивидуальное правосознание, которое зависит от его образования, опыта жизни, воспитания, возраста, духовных склонностей.

При разрешении проблем правосознания молодежи, так же, как и других государственно-правовых проблем, важно иметь в виду, что они обусловлены как общими для всей России, так и региональными особенностями[4].

Анализ проблемы формирования правосознания молодежи в Республике Марий Эл позволил выявить следующие противоречия:

-между необходимостью системного формирования правосознания подрастающего поколения Республики и недостаточной разработанностью механизмов социального партнерства, прежде всего, между образовательными учреждениями;

-между деятельностным характером освоения, подрастающим поколением правовых отношений и преобладанием традиционных информационно-просветительских форм правового воспитания;

-между возросшими требованиями к профессиональной компетенции выпускников юридического факультета и невозможностью их формирования вне контекста будущей профессиональной деятельности.

На юридическом факультете Марийского государственного университета с 2007 года активно действует волонтерское движение по правовому воспитанию детей и молодежи.

Нормативно-правовым обеспечением деятельности волонтерского движения по правовому воспитанию детей и молодежи выступают следующие документы:

- Положение о волонтерском движении юридического факультета МарГУ, утвержденное Ученым советом факультета, от 28 мая 2009 года;

- Концепция правового просвещения граждан в Республике Марий Эл, утвержденная Указом Главы РМЭ, от 30 сентября 2009 года;

- Соглашение о сотрудничестве с Управлением образования города Йошкар-Олы от 5 сентября 2011 года;

Основная цель работы волонтеров ‑ вовлечение студенческой молодежи в сферу правового просвещения населения, а именно ‑ в работу по формированию у обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл основ правовой культуры;

В соответствии с этой целью, мы решаем следующие социально-значимые задачи:

- подготовка и реализация правового просвещения обучающихся в различных формах: классные часы, открытые уроки, конкурсы, круглые столы, деловые игры, викторины;

- создание системы социального партнерства с органами государственной власти Республики Марий Эл, Управлением образования городского округа «Город Йошкар-Ола», Малой Академией Государственного Управления в Республике Марий Эл, Марийским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых юристов», Кафедрой Педагогики МарГУ;

- обеспечение взаимодействия с иными волонтерскими организациями, в том числе межрегиональными и международными;

- осуществление специальной подготовки (обучения) участников волонтерского движения, занимающихся просветительской деятельностью, формирование тематик докладов, выступлений волонтеров;

-подготовка и проведение обучающих тренингов с волонтерами-активистами, направленных на формирование психологической и мотивационной составляющих публичного выступления;

- практическое развитие навыков ораторского мастерства волонтеров в общеобразовательных учреждениях города и РМЭ;

- формирование умений взаимодействий с социальными и возрастными группами;

- системное овладение знаниями в области юриспруденции;

Волонтеры юридического факультета проводят лекции, правовые беседы, круглые столы, деловые игры, направленные на формирование правового сознания, с обучающимися 8-11 классов образовательных учреждений города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл.

Волонтеры осуществляют свою деятельность по нескольким направлениям:

- лекция-беседа по юридической ответственности несовершеннолетних;

- показ видеороликов о правонарушениях с обсуждением;

- беседы с видеофрагментами «Профориентация и ее социальная направленность. Значимость правильного выбора будущей профессии»;

- деловые игры по избирательному процессу, механизмам противодействия коррупции в России;

- круглые столы по проблемам эвтаназии, здорового образа жизни;

- викторины по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- лекции по отраслям права: уголовное, гражданское, трудовое, семейное и другие;

- тренинги по формирования практических навыков по праву;

- имитационные судебные процессы с применением интерактивных технологий;

В ходе данных проводимых волонтерами мероприятий, обучающиеся 8-11 классов осваивают гражданские ценности, получают определенные знания законов, правовые умения и навыки, у них формируется активная жизненная позиция, осуществляется правовая адаптация в современном социуме.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года, говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника[5].

В связи с положениями данной Концепции, мы проводим комплексную профориентационную работу со старшеклассниками 10-11 классов в целях формирования у них целостного представления о юридической профессии и определение для себя приоритетных ценностей.

На Юридическом факультете действует «Рабочая программа для Волонтеров: Профориентация», в которой отражены сведения об истории родного факультета, его структурных подразделений, перспективе дальнейшего обучения, методах и формах, применяемых в учебном процессе, о студенческом самоуправлении факультета.

Данная программа направлена на личность обучающегося, учет современных требований, предъявляемых к юридическим профессиям.

В соответствии с Рабочей программой, каждый волонтер, участвующий в профориентационной деятельности, будет создавать все необходимые условия для «обратной связи» с обучающимися.

В процессе этой деятельности будет осуществляться правильная расстановка приоритетов и ценностей для обучения на факультете.

Знания Волонтера должны быть логически выстроенными, ориентированными на интересы и потребности учащихся.

Только тогда студент вправе проводить комплексную работу в общеобразовательных учреждениях города и РМЭ, направленную на формирование общих и профессиональных компетенции у школьников.

Таким образом, проведение системной работы по профориентации студентами-волонтерами Юридического факультета в общеобразовательных учреждениях города Йошкар-Олы и РМЭ благотворно влияет на формирование практических навыков публичного выступления и создает правовую площадку для диалога «студент-школьник-студент».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что волонтерское движение факультета представляет собой добровольную консолидированную социально-значимую деятельность студентов факультета, основанную на принципах законности, добровольности, осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости своей деятельности, непрерывности и систематичности проводимой работы, гласности, самоуправления[6].

Примечания

1.Положение о волонтерском движении юридического факультета МарГУ, утвержденное Ученым советом факультета, от 28 мая 2009 года. - Режим доступа: http://www.lawmarsu.ru/ Студенческое самоуправление/ Волонтерство. (дата обращения 02.04.2012).

2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». - Режим доступа: http://www. garant.ru. htm (дата обращения 02.04.2012).

3. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года. - Режим доступа: http:// www. президент. РФ/news/14088.htm (дата обращения 23.03.2012).

4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - Режим доступа: http://www. mon.gov.ru /Новости 3318. htm (дата обращения 23.03.2012).

5. Молодежь России: тенденции, перспективы. / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. - 224 С.

6. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России// Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. - С.6-27.

[1]Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года. - Режим доступа: http:// www. президент. РФ/news/14088.htm (дата обращения 23.03.2012).

[2]Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России// Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. - С.6-27.

[3]Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - Режим доступа: http://www. mon.gov.ru/Новости 3318. htm (дата обращения 23.03.2012).

[4]Молодежь России: тенденции, перспективы. / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. - 224 с.

[5]Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». - Режим доступа: http://www. garant.ru. htm (дата обращения 02.04.2012).

[6]Положение о волонтерском движении юридического факультета МарГУ, утвержденное Ученым советом факультета, от 28 мая 2009 года. - Режим доступа: http://www.lawmarsu.ru/ Студенческое самоуправление/ Волонтерство. (дата обращения 02.04.2012).

Наши рекомендации