Система работы школы по правовому воспитанию.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России, выявленное в ходе диагностики учащихся школы.

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

l осуществление правового образования учащихся;

l работа Совета по профилактике асоциального поведения обучающихся ;

l профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и пропаганда здорового образа жизни;

l индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на различных формах учета;

l правовое просвещение родителей;

l взаимодействие с органами системы профилактики;

l школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Формами правового просвещения являются занятия в кружках правовой направленности, беседы на классных часах («Права и обязанности учащихся», «Правила поведения в школе и в общественных местах», «Что такое закон? Главный закон страны», «Преступления и правонарушения. Ответственность несовершеннолетних», «Конвенция о правах ребенка»), конкурс агитбригад, викторина на знания прав, правовая игра «Мой взгляд». Ежегодно в школе проводится неделя правовых знаний.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях.

Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Поэтому, я считаю своей задачей познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, путём вывешивания информации на стендах.

Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как, родительские собрания, круглые столы с приглашением правоохранительных органов. Родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

Для родителей работает школьный клуб «Очаг», на заседаниях которого затрагиваются вопросы правового просвещения и правового воспитания детей в семье.

Примерная тематика родительских заседаний клуба:

· Проблемы воспитания детей;

· Здоровая семья – здоровая Россия;

· Правовые основы семейного воспитания: права и обязан­ности ребенка и родителей;

· Семья и школа – партнёры в воспитании и обучении ребёнка;

· Поощрения и наказания в семье: польза и вред;

· «Важней всего - погода в доме». (Как избежать конфликтов всемье);

· Ответственность перед законом: что нужно знать и детям, и родителям;

· «Правовая и экономическая защита личности ребенка» (знакомство родителей с нормативно-правовыми документами с приглашением специалистов).

А для знакомства детей с их правами проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Работа по программе «Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение родителей»- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.

Цель программы правового воспитания: повысить уровень и значимость правовой культуры среди учащихся и родителей; вовлечь обучающихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации.

Задачи:

  • обеспечить детей и родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
  • развивать правовое самосознание;
  • формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся обучающиеся:

· правила, право, обязанности, закон, правонарушения;

· устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;

· право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;

· правила общения в коллективе;

· правила безопасной жизнедеятельности.

Специфика занятий по правовому просвещению с младшими школьниками обусловлена возрастными особенностями детей и содержанием материала. Занятия желательно проводить с использованием дидактических игр, сказок, элементов тренинга, игр-драматизаций и т.п. Особенно важным для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. Социальный педагог во время занятий должен быть не рядом с детьми, а вместе с ними: он находится в кругу во время игр, делится с детьми своими желаниями, анализирует свою деятельность с точки зрения соблюдения прав.

Список литературы и Интернет-ресурсы:

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Конституция РФ;
  3. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.- Волгоград: «Учитель», 2008;
  4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Система работы образовательных учреждений. – Волгоград: «Учитель», 2008;
  5. Свиридов А.Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога. – Волгоград: «Учитель», 2010;
  6. Прутченков А.С. Школа самоуправления: современные модели в системе гражданского образования. - Брянск: «Курсив», 2006;
  7. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты»;
  8. http://www.ombudsman.gov.ru - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России;
  9. http://www.tvoyopravo.narod.ru - Сайт «Твое право»;

«Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра»

Парфенова Алла Николаевна

КУ «Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних «Гармония» г.Омск

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек должен быть уверен в себе, мобилен, коммуникабелен. Процесс социализации будет успешен, если ребенок овладеет навыками социальной уверенности. Социальная уверенность, как качество личности, проявляется в сфере взаимодействия с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных навыков и нравственных качеств, которые дают возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Социально неуверенные дети не могут гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Это может привести к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков общения, труда, создания семьи, не смогут быть хорошими родителями. Такие дети легко переходят границы моральных и правовых норм. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что если в детстве ребенок не получит всего необходимо для его развития, он может попасть в разряд трудных детей. Каждый ребенок должен пройти школу человечности, искренности, почувствовать боль другого человека. Важно научить приносить радость и счастье людям, управлять своими желаниями, соизмерять их с интересами окружающих.

Проявление социально-уверенного поведения присуще детям, имеющим высокий уровень социального развития. В.Н. Гуров под социальным развитием ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к себе, к другим людям, окружающему миру; формирование коммуникативной и социальной компетентности. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин характеризуют социальное развитие как усвоение нравственных норм и руководство ими в отношениях человека с окружающим миром, в его поведении, действиях и поступках.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божевич в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт. Л.С. Выготский подчеркивал, что социальный опыт – это опыт других людей, который входит значительным компонентом в поведение человека. Систему отношений ребенка с обществом Л.С. Выготский определил как социальную ситуацию развития в данном возрасте. В.Г. Ананьев подчеркивал, что социальная ситуация развития личности – это взаимодействие человека с обстоятельствами жизни (экономическими, политическими, правовыми, идеологическими, социально-психологическими и др.). Социальная ситуация развития ребенка зависит от его социального окружения.

Воспитанники, находящиеся в ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», – это безнадзорные и беспризорные дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Они находятся в кризисном или пограничном с ним психологическом состоянии, которое является следствием пребывания на улице в асоциальной среде. Дезадаптированные дети характеризуются неадекватными формами общения и поведения – неуравновешенностью, плаксивостью, ненормативной речью, резкими перепадами настроения, переходящими в агрессию. Согласно учению Л.В. Выготского, ребенок усваивает только тот опыт, который им был воспринят. Перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения отрицательно сказываются на развитии детей. По данным диагностики психологов, большое количество детей имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность.

Существующие традиционные подходы к организации воспитательного процесса (а так же педагогические технологии) не учитывают в полном объеме всех этих факторов. Поэтому возникла необходимость создания программы деятельности, которая могла бы дать ребенку качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми, снять остроту психического напряжения, провести адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Согласно современным требованиям к социально-реабилитационному процессу и, соответственно, показателям развития детей, была создана коррекционно-развивающая программа «Развитие социальной уверенности», целью которой является личностная реабилитация ребенка через укрепление уверенности в себе, понимание им своих личных особенностей и возможностей в общении с окружающим миром.

Программа реализуется через занятия, игровую деятельность, создание благоприятного психологического климата и коррекционно-развивающей среды.

Составляющими коррекционно-развивающей среды являются факторы, позитивно действующие на воспитанников, – это оформление зон группы с меняющимся дизайном (учебной, игровой, зоны отдыха, природного уголка). В эту работу непосредственно включены дети; в творческом процессе учитываются их замыслы и пожелания.

В группе действует «Уголок правовых знаний», «Уголок добрых правил», «Уголок информационной службы», где освещаются успехи и достижения каждого из воспитанников и дела, происходящие в центре.

Очень важно знать о настроении ребенка в разные отрезки дня. Во многом оно зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Не все дети могут рассказать о своих чувствах и переживаниях. Уголок «Наше настроение», где дети выкладывают пиктограммы, отражающие их состояние в данный момент, во многом помогает воспитателю быстро и чутко отреагировать и в разговоре поддержать ребенка.

Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности.

Коррекционно-развивающие занятия составляют три раздела и носят разновариативный характер.

Первый раздел «Уверенность в себе». Темы занятий: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Мои возможности и способности», «Мои достоинства и недостатки», «Как достичь цели?» – направлены на способность ребенка раскрыть образ своего «Я». Без этого дети не могут оценивать себя объективно, правильно принять похвалу или замечание, проанализировать собственные успехи, что порождает неуверенность, пассивность, пониженную самооценку. В процессе работы дети осознают свои предпочтения и вкусы, начинают понимать, что иногда их взгляды могут не совпадать со вкусами других людей. В дальнейшем это понимание помогает определить им линию своего поведения, а значит, быть приятным в общении и добиться успехов.

Второй раздел «Чувства, желания, взгляды». Темы занятий: «Мимические признаки эмоций», «Управляем своим настроением», «Контролируем свои эмоции» – учат детей более глубокому пониманию другого человека, помогают понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, что способствует профилактике социальных страхов у детей.

Формы, методы и приемы проведения занятий разнообразны: беседы, упражнения-этюды, рисование под музыку различных эмоциональных переживаний, чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок, рассказов, драматизация, ролевые и психологические игры, тренинги, релаксация.

Темы занятий третьего раздела «Социальные навыки»: «Передай добро по кругу», «Один и вместе с друзьями», «Зачем нужна ответственность?», «Мы живем среди людей» – способствуют развитию у детей важнейших социальных навыков и умений, эмпатии, кооперации. Основной вектор стратегии воспитания в данном случае направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими, разрешение конфликтов путем сотрудничества. Исходя из этого, в работу были включены такие формы, как «Большая психологическая игра».

«Большая психологическая игра» предоставляет возможность прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, увидеть на собственном примере и примере других детей модели эффективного общения в различных ситуациях. В совместной деятельности дети приходят к пониманию необходимости согласования своих желаний и действий с желаниями и нуждами других и ставят на первый план требования общего дела, коллектива.

Анализ результативности работы по программе «Развитие навыков социальной уверенности» показал: у детей развиваются коммуникативные способности, стремление общаться друг с другом и со взрослыми, умение адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, способность к самостоятельному применению полученных знаний в различных видах деятельности.

Мы надеемся, что работа по развитию навыков социальной уверенности поможет нашим воспитанникам приобщиться к миру социальной действительности, даст возможность адаптироваться к условиям современного общества и занять в нем достойное место.

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2006. – 224с.

2. Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных учреждений с семьей. [Текст] / В.Н. Гуров. – М., 2006. – 320с.

3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М., 1990. – 288с.

4. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами. [Текст] / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – М., 2007. – 384с.

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

[3 ]О.В.Владимирова. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «История России с древности до начала XVII века». АСТ.Астрель. Москва. 2008г.

Наши рекомендации