Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.
Орг. момент
Кому посвящен наш урок, вы узнаете, если внимательно послушаете своих товарищей.
1) Инсценировка:
У меня такая мама, -
Все завидуют, я знаю!
Отчего же? Почему же?
Мама лучше у меня.
Кто сказал, что у тебя?
Мама лучше всех – моя.
– Не стоит спорить! У каждого из вас мама самая лучшая, самая красивая! Ребята, догадались, кому мы посвящаем сегодняшнее занятие. (Маме.)
–Наш урок посвящен нашим любимым мамам. Всем нужна мама. Мама – самый близкий и родной человек. Ребята, а какая ваша мама? Подберите слова (по цепочке: добрая, красивая, умная, внимательная, ласковая, заботливая и т.д.).
А тему урока вы узнаете, правильно собрав пословицу, в которой запутались слова.(При солнышке тепло, при матери - добро)
2) - Как вы понимаете мудрый смысл этих слов? Можем ли мы жить без солнышка? Кому нужно солнышко? А может ли мы маму назвать солнышком?Почему? (Ответы у детей могут быть разные.) Подвести детей к выводу:солнышко дает жизнь. Мама дает жизнь. Она освещает нам путь всю жизнь.
-Мама для нас - это тоже наше солнышко. Она дарит нам своё тепло, свою любовь. Мама, так же как и солнышко, посылает нам свои лучики. Но её лучики не простые, а волшебные. Они могут растворить печаль, успокоить, вселить в нас надежду, дать нам силы.
3) Сейчас мы будем работать над сказкой выдающегося советского педагога В.А.Сухомлинского. Кто такой педагог?
- Прочитайте, заголовок произведения. (Сухомлинский В.А. "Крылья матери")
- Как вы считаете, о чем это произведение?
(Чтение сказки хорошо читающими учениками, остальные – следят.)
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.
- Давайте предположим, как поступят гусята? А мама?
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека и доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно.
- Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган?
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.
- Почему?
Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Физминутка
3) Словарная работа: гусыня, тревожный голос, рассыпались по траве.
- Какой же была материнская любовь к своим деткам? (огромной, преданной, бескорыстной)
- Ради жизни своих детей мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим здоровьем, счастьем ради счастья детей.
- Расскажите, как ваши мамы ограждают и защищают вас от бед?
- Почему израненная мать всё-таки была счастлива?
- Как вы думаете, должны ли дети заботиться о своей маме? Как мы можем это делать?
4) Игра «Моя мама - солнышко ясное».
- У вас на партах лежат сигнальные карточки. С одной стороны солнышко - мама улыбается, т.к. дети ее только радуют, а с другой стороны солнышко – мама огорчена, т.к. дети её чем-то огорчают. .
(Учитель читает четверостишие, а детям предлагается внимательно послушать и выбрать правильный ответ: мама улыбается, как солнышко ясное или огорчается, что придется ей даже всплакнуть).
1. Мама моет сапоги,
Сын лежит в кровати.
2. Этот мальчик пол подмел,
Вымыл руки чисто с мылом,
Стол накрыл и чай налил,
И маму чаем угостил.
3. Учится, старается,
И все у него получается.
А мама улыбается
И сыночком умиляется.
4. Маму ласково обнял
И сказал ей тихо:
«По тебе я так скучал:
Не ел, не пил и не гулял».
5. Этот ссорится с друзьями,
В школе двойки получил.
А сегодня у бабули
Все конфеты проглотил.
6. Пол протер, цветы полил
Цветы и маме подарил.
7. Этот все ломает,
Маме не помогает.
8. У этого в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
9. Игрушки в угол все сбросал,
Поел, уроки делать он не стал.
Вещи всюду раскидал,
Встал и с другом убежал.
10. Собаке будку починил,
Водички ей налил.
Дорожки все подмел,
А потом гулять пошел.
- Очень важно, чтобы у мамы на душе было всегда спокойно. Мы должны с вами заботиться и о душевном спокойствии мамы. Мама будет счастлива и будет улыбаться, как солнышко, когда вы ее согреете своей любовью, вниманием, заботой.
5) Работа в группах.
Каждой группе детей предлагаются карточки с предложениями. Детям нужно выбрать предложения, в которых они видят заботу о маме. И предложения с поступками, которые маму огорчат.
Карточки:
Вовремя ложусь спать, не капризничаю, помогаю по дому, подметаю пол, мою посуду, хожу в магазин, учусь хорошо, без разрешения ухожу из дому, целыми днями смотрю телевизор, не выполняю домашнее задание, постоянно со всеми ссорюсь, укрываю маму одеялом, говорю маме ласковые слова, обижаюсь, ссорюсь с друзьями, готовлю маме чай, допоздна катаюсь на велосипеде, сам мою сапоги, не люблю читать и т. д.
7) Подведение итогов урока.
8) Рефлексия.
РАБОТА В ТЕТРАДИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Января
Минутка каллиграфии
и й и й и й ой ей ай
Мой руки перед едой.
В Вв В Вв В Вв
Воробей, ворона, ворота.
Запиши текст, раздели на предложения
У пруда
У пруда рос лопух По дну
пруда плавали рыбки Захар и
Рома бросали им крошки
Записать текст под диктовку. Подчеркнуть орфограммы.
Зимой
Пришла зима. У пруда сугроб.
У Саши и Наташи лыжи
и сани. Они идут на горку.
Хорошо зимой!