Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Одна из основных задач курса- помочь учащимся войти в мир французского языка и французской культуры, поэтому обучение языку осуществляется через культуру страны, а обучение культуре – через язык. Процесс иноязычного образования, являющийся одним из видов образования вообще, включает в себя фактически четыре процесса:
1. Познание, которое нацелено на овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, собственно факты культуры, но и язык как часть культуры);
2. Развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры (способьности, психические функции и т.д);
3. Воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры (нравственный, моральный, этический и т.п. аспекты);
4. Учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры, социальным в том смысле, что речевые умения усваиваются как средства общения в социуме.
Цели обучения французскому языку
Данный курс ставит перед собой следующие стратегические цели:
- учебная цель- овладение определенной номенклатурой умений, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной сферах. Имеются ввиду умения в четырёх основных видах речевой деятельности – говорении, письме, аудировании, чтении как средствах общения и умения собственно общения (умение вступать в общение, умение поддерживать общение, умение завершить его, умение понимать сказанное собеседником однократно, умение понимать сказанное в нормальном темпе, умение переспрашивать собеседника, умение выражать основные речевые функции, умение говорить выразительно).
Уровень этих умений должен быть достаточным не только для чисто прагматических целей (общение как таковое), но и как база для дальнейшего совершенствования в языке, как средство познания в любой из указанных сфер, как средство развития личности;
- познавательная цель двуедина по своему составу. Во-первых это познание определенной совокупности фактов французской культуры, представляющих в целом её модель, способную раскрывать менталитет французского народа. Овладение французской культурой осуществляется в постоянном диалоге с родной и служит повышению статуса ученика как субъекта родной культуры; Во-вторых, это познание системы и структуры французского языка;
- развивающая цель –использование языка как уникального тренажера для развития способностей, облегчающих и интенсифицирующих процесс овладения необходимыми умениями, а также способностей, лежащих в основе всей интеллектуальной деятельности человека и определяющих успешность всей его жизнедеятельности как личности;
- воспитательная цель– присвоение основных ценностей, составляющих нравственную основу духовной личности: мировая культура, французская культура, родная культура как ценность, общение и гуманитарное мировоззрение, межкультурное сотрудничество. Языковое образование – едва ли не самая подходящая возможность воспитания уважительного отношения к другому языку, культуре народу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по французскому языку.
ФГОС ООО формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897)
Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий формируются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание ебя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане). Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Виды регулятивных УУД:
- целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё не известно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действий и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества уровня усвоения;
- саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
В сфере познавательных УУД обучающиеся приобретают способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Виды познавательных УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей;
-сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведенрие следсвий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В сфере коммуникативных УУДобучающиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперпцию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Разрешение конфликтов – выявлентие, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта. Принятие решения и его реализация;
- Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты
Предметные результаты предполагают формирование навыков (проимзносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах речевой деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.
Говорение:
- участие в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие)
- умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на них.
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге.
- составление небольшого описания предмета, картинки ( о природе, школе) по образцу.
Чтение:
- чтение вслух с соблюдением правил произношения и соответствующей интонацией, доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале.
- чтение про себя с пониманием основного содержания доступных по объёму текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарём.
Аудирование:
- внимательное прослушивание материалов
- выполнение четких указаний и инструкций
- прослушивание в целях выделения(нахождения) определённой информации
Письмо:
- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом
- писать краткое поздравление ( с днем рождения, с Новым годом и т.п.) с опорой на образец.