Основные компоненты ГОС высшего образования

ГОС ВПО содержит три компонента:

- федеральный

- национально-региональный

- вузовский.

Федеральный компонент образовательного стандарта вуза определяет обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников. Он устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конкретным направлениям и специальностям.

Федеральный компонент ГОС ВПОвключает в себя:

1. Общая характеристика специальности или направления подготовки:

· Приказ, которым утверждена данная специальность;

· Квалификационная академическая степень;

· Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках данного направления;

· Квалификационная характеристика выпускника (область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, обобщенные (типовые) задачи профессиональной деятельности, квалификационные требования);

· Возможность продолжения образования.

1. Требования к уровню подготовки абитуриента;

2. Общие требования к основной образовательной программе ВПО;

3. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, разделенной на 4 блока:

· Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

· Блок математических и естественнонаучных дисциплин;

· Блок общепрофессиональных дисциплин;

· Блок специальных дисциплин.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание, а также содержание учебных и производственных практик.

1. Срок освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

2. Требования к разработке к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе требования к кадровому обеспечению учебного процесса, учебно-методическому обеспечению, материально-техническому обеспечению, к организации практик;

3. требования к уровню подготовки освоивших содержание всей образовательной программы;

Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста (т.е. на основе модели специалиста), описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен. Не должна быть при этом упущена и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологи, педагогики, владения иностранных языков и т.д.

1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.

Сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома.

Региональный компонент образовательного стандарта отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов, а также обеспечивает им конкурентноспособность на региональном рынке интеллектуального труда, то есть, по сути, отражает интеграцию вуза с научно-производственной сферой региона.

Необходимо отметить, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения образовательное пространство, не подавляя интересов, традиций и научных школ РФ. Кроме того, это является одной из важнейших задач формирования единого европейского образовательного пространства.

Вузовский компонент образовательного стандарта отражает особенность научных школ, традиции, опыт и понимание вузовским сообществом современного уровня подготовки специалистов, а также обеспечивает формирование имиджа выпускников, их необходимую профессиональную мобильность, а также конкурентоспособность на национальном и мировом рынке интеллектуального труда.

Вузовский компонент образовательного стандарта может включать в части дополнительных общих требований к образованности выпускника:

· понимание определяющей роли методологических и мировоззренческих взглядов в деятельности профессионала;

· ориентацию на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней;

· овладение социально-психологической культурой и умением анализировать социально - и личностно-значимые проблемы;

· широкую эрудицию, высокую культуру поведения и хорошие манеры.

В части дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин:

· владение системным подходом и методологической культурой познавательной, профессиональной коммуникативной, аксиологической деятельности, а также методологией гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных наук;

· знание основ научных представлений о человеческом организме, социально-психологических характеристиках человека, их самодиагностики и самопланировании развития;

· знание особенностей интеллектуальной собственности и авторского права;

· понимание роли и места в России университета в подготовке специалистов.

Наши рекомендации