Роль коллектива в развитии и формировании личности

Тема 13.2. Формирование коллектива и его воспитательное влияние на личность

План:

1. Роль коллектива в развитии и формировании личности.

2. Развитие теории коллектива в педагогике.

3. Понятие о детском воспитательном коллективе.

4. Структура детского воспитательного коллектива.

5. Динамика, этапы и уровни развития детского воспитательного коллектива.

6. Методика формирования детского воспитательного коллектива, основные условия его развития.

Основные понятия: коллектив, детский воспитательный коллектив, признаки коллектива, типы коллективов, структура детского воспитательного коллектива, этапы развития и формирования классного коллектива, принцип параллельного действия, система перспективных линий, общественное мнение, традиции, тон и стиль в коллективе.

Роль коллектива в развитии и формировании личности

Основной закономерностью осуществления воспитательного процесса является воспитание ребенка в коллективе и через коллектив. В связи с этим в педагогической теории значительное внимание уделяется разработке вопросов коллективного воспитания.

Воспитательный коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками в семье, в спонтанном, неорганизованном общении со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и т.д. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий. В конечном итоге это должно обеспечить формирование таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

Вне коллектива не могут формироваться такие важные для личностного развития ребенка качества, как адекватная самооценка, уровень притязаний, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллективных отношений стимулируется проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощь и взаимоподдержка.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает неограниченные возможности для реализации физического и художественно-эстетического потенциала развивающейся личности учащегося. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в коллективе, стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, способствует эмоциональному развитию, вызывает чувства сопереживания, эмпативность.

Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные условия для формирования социально ценной сущности личности и проявления ее индивидуальности.

Таким образом, на вопрос: «Что дает коллектив личности?» мы можем ответить следующим образом:

· удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;

· является сферой жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то общественно и личностно значимых объединениях, вступая в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми);

· дает богатый эмоциональный опыт;

· формирует поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в жизни;

· в коллективе человек познает в большей степени себя, адекватно оценивает свои достоинства и недостатки;

· развивает социально значимые качества и свойства характера, позволяющие полноценно реализовать индивидуальные возможности и способности.

Наши рекомендации