Роль коллектива в формировании личности.

Человек живёт и развивается как личность в системе различных общественных отношений, в процессе активного взаимодействия с другими людьми, обществом, природой. Наиболее активно и продуктивно процесс взаимодействия протекает в групповой деятельности, высшей степенью развития которой является коллектив. Личность соотносит свои действия и поступки с требованиями как непосредственного окружения, так и общества в целом.

В любом обществе существуют три сферы адаптации молодёжи к миру взрослых. Одна из них – это соц. среда, которая окружает учащихся в повседневной жизни: родители, родственники, сверстники, производственные коллективы, СМИ и т.д. Это так называемая стихийная социализация. Другая сфера коллективной социализации – целенаправленная работа школы и дошкольных учреждений (детские сады и ясли), общественных организаций (пионерские, скаутские, парламенты). Третья – неформальные объединения (трудовые лагеря, учебные бригады, школьные кооперативы, лесничества и т.д.).

Особое значение взаимосвязи личности и коллектива в воспитательном процессе заключается в организации взаимодействия двух механизмов:

· Системы деловых отношений (учебных, трудовых, руководства и подчинения и др.), регламентированных и формализированных по своей сути;

· Системы межличностных отношений, в большей степени носящих неформальный характер.

Школьный класс после семьи – ближайшая среда, которая оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. Это влияние может как позитивным, так и негативным. Ряд зарубежных психологов считают, что коллектив только отрицательно влияет на личность, т.к. ограничивает свободу человека, возможности удовлетворения потребности в самореализации, в нём утрачивается личная ответственность.

Американский психолог Бронфенбреннер считает, что поведение индивидов в коллективе определяется только принуждением, давлением на него других лиц, что коллектив формирует лишь внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с его позицией. Такие случаи возможны, но они обуславливаются не сущностью самого коллектива, а применением авторитарных методов воспитания.

Коллектив является одной из форм отношений между людьми, а коллективизм – одной из нравственных ценностей. Многовековая история человечества доказывает, что коллективизм не находится в противоречии с индивидуальным развитием личности. Наоборот, только в коллективе обеспечивается развитие всех человеческих качеств. В коллективе человек черпает знания, перенимает мудрость, навыки поведения в обществе, лучшие приёмы труда, формирует нравств. и эстетич. идеалы, развивает речевые данные.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Современная концепция воспитательного коллектива (Куракин, Новикова, Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нём принята. Детский коллектив является средством достижения перед обществом воспит. задач, а для ребёнка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через СМИ, чтение книг и другие источники. Но только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребёнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции), членом других (классного коллектива) становится в силу определённых условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Процессы развития коллектива и личности каждого его члена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, развитие личности во многом зависит от характера официальных и межличностных отношений, от уровня развития коллектива в целом. С другой стороны, от степени активности всех членов коллектива, их способностей, индивидуального развития зависит сила воспитательного воздействия коллектива. Чем активнее участвуют члены коллектива в его жизни, деятельности, чем полнее они реализуют в ней свои стремления и интересы, тем большей сплочённостью и силой воспитательного влияния отличаются коллективные отношения.

Положение личности в системе коллективных отношений зависит от индивидуального соц. опыта. Именно опыт определяет характер суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать или не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. Когда у школьника иной опыт (уже, беднее или богаче, чем соц. опыт коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит от качеств не только самой личности, но и коллектива. Наиболее благоприятно отношения складываются там, где коллектив достиг высокого уровня развития. Каждый человек с большей или меньшей энергией стремиться самоутвердиться в коллективе, к тому, чтобы занять в нём благоприятное для себя положение. Не каждому в силу его природных возможностей удаётся добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех соц. ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между его членами, недостаток культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то ценное, что заслуживает внимания.

В коллективе происходит гармонизация целей: социально-ориентированных, личных, коллективных, частных. В основе развития личности каждого члена коллектива лежит противоречие между общими и индивидуальными целями. Достижение целей воспитания происходит в коллективе в едином процессе развития личности, раскрытия её индивидуальности посредством включения в жизнедеятельность коллектива.

Для воспитания человека необходимо создание воспитательного пространства, в котором развиваются его личностные качества. Такое пространство реализуется в условиях воспитательного коллектива, представляющего собой единство субъектов воспитания, воспитуемых и педагогов.

По отношению к другим людям психологи подразделяют учащихся на 2 основные категории.

Первая – общительные, с коллективистскими наклонностями ребята. Проявить себя они могут только в коллективе, обособленная жизнь не для них.

Вторая – учащиеся индивидуалистического склада «выпадающие из коллектива». В коллектив входят по необходимости, при первой возможности стараются обособиться.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространённые модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); (5% опрошенных школьников) 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой их этих моделей выделяется множество линий взаимоотношений: коллектив отвергает личность, личность отвергает коллектив, сосуществование по принципу невмешательства.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, может и дальше сохранять независимость, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняя её своим нормам, ценностям и традициям.

По второй линии поведения возможны различные пути развития событий:1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность «открыто» бунтует, сопротивляется, конфликтует.

Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Яркая личность, её индивидуальный опыт могут в силу определённых причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае соц. опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению соц. опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которая уже достигнута.

Процесс вхождения личности в коллектив включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз (психолог А.В. Петровский)

1.Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм овладения соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и другие) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью потребностью в максимальной персонализации. Ребёнок сначала усваивает нормы, интересы, затем «заявляет» о себе, проявляя индивидуальность (начитанность, спортивные достижения), вызывает интерес к своей личности.

3. Интеграция личности в коллективе . Личность проявляет только те характеристики, которые принимаются в коллективе, но под воздействием каждой личности изменяется и коллектив.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нём каждой личности.

Формирование коллектива и воспитание личности – это единый управляемый процесс. Главное его содержание – своевременное выявление инд. наклонностей, стремлений, желаний детей, соответствующих качествам и особенностям их индивидуальной деятельности.

Педагогической науке известны следующие основные пути формирования детского коллектива: работа с активом, накопление традиций, вовлечение в различные виды деятельности, единство пед. требований, наличие перспектив, связь с другими коллективами.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

1.Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

3. Терпение и терпимость в достижении цели пед. воздействия.

4. Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

6. Использование чувства юмора как неотъемлемого метод. средства в работе с учащимися.

7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Коллектив создаётся непосредственно в деятельности по достижению соц. значимых целей. Деятельность – главное условие развития коллектива и одновременно через деятельность коллектив влияет на формирование личности, а отдельные индивиды –на всех других.

Совместная деятельность содействует формированию коллектива лишь тогда, когда она отвечает его потребностям (разные потребности вызывают разные виды деятельности). Опыт, на котором основывается деятельность, должен быть привлекательным, насыщенным эмоц. переживаниями, увлекательным. Деятельность должна предусматривать разделение труда и иметь такую цель, которая не может быть достигнута одним человеком. Основа коллектива - это совместная деятельность по достижению общих целей. Любая деятельность является объективным фактором формирования коллектива. При этом основной её вид у ученика – обучение, направленное на развитие его познавательной активности и самостоятельности.

Коллектив становится лучшим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психологическим климатом. Психологич. климат– объективно существующее явление. Он создаётся под влиянием двух факторов. Прежде всего- это соц.-психолог. атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного уоллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой соц. среды, его возрастной и половой состав и т.д. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называется психологич. климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологич. настрой коллектива, в котором на эмоц. уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения его членов, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психол. климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В этом процессе отчётливый характер приобретают скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплочённость или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Признаками благоприятного психологического климата являются:

· Свободное выражение собственного мнения и активное участие каждого члена группы в обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

· Удовлетворённость членов коллектива принадлежностью к нему;

· Принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе;

· Доверие и требовательность членов коллектива друг к другу;

· Наличие взаимопомощи между членами коллектива, стремления оказать поддержку друг другу;

· Наличие доброжелательной и деловой критики;

· Признание за руководителями (лидерами) права принимать значимые для группы решения;

· Высокий уровень информированности членов коллектива о поставленных перед коллективом целях и задачах, о текущем положении дел.

При планировании совместных дел необходимо учитывать коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение большинства коллектива к различным событиям (в жизни общества, коллектива, его членов), к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого человека в нем.

Особое влияние коллективное мнение оказывает на личность. Через него во многом осуществляются такие воспитательные функции коллектива, как предъявление к личности системы требований и постоянные контроль и оценка её поступков и поведения. Оценки коллективом поступков личности систематичны, оперативны, гласны.

В динамике развития коллективного мнения различают ряд этапов:

· Члены коллектива непосредственно переживают событие, рассуждают о нем, оценивают его;

· Члены коллектива обмениваются своими чувствами, представлениями, взглядами и оценками; мнение переходит границы индивидуального сознания и захватывает сферу прежде всего группового мнения, дискуссий и обсуждений, начинается процесс становления коллективного мнения;

· Различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения и формируется единое коллективное мнение.

В коллективе абсолютно единого мнения обычно не бывает. К одному и тому же факту, одним и тем же поступкам может предъявляться различное отношение: осуждение со стороны одних и одобрение со стороны других

Субъективные факторы, которые обуславливают возникновение отрицательного коллективного мнения:

· Недостаточная сплочённость;

· Неавторитетность актива;

· Слабость;

· Наличие и влияние отрицательно направленных микрогрупп.

Для учёта коллективного мнения и успешного его использования в воспитательных целях рекомендуется: 1) учитывать состояние и динамику развития коллективного мнения и эффективно влиять на него, не упустить момент, когда люди непосредственно переживают то или иное событие, оценивают его; 2) постоянно опираться на актив в управлении мнением в коллективе.

Таким образом, успех и содержание пед. работы по развитию личности в коллективе зависит от личностной позиции каждого ребёнка, от умения педагога принять и разделить вкусы и увлечения детей, в обогащении их жизни новыми впечатлениями. Педагогу необходимо создать семейно-дружескую атмосферу общения, учитывая при этом, что дети испытывают некоторую неуверенность и тревогу в новых обстоятельствах, не могут или не готовы подчинить своё свободное время полноценному досугу. Самое главное на первом этапе создания коллектива максимально оправдать ожидания детей, предоставив им широкий выбор разнообразных занятий, гарантируя при этом комфортную систему равноправия, соподчинения и сотворчества, особо значимую и привлекательную для них.

Наши рекомендации