Количественный анализ оцениваемых параметров конкурентоспособности

По результатам опросов необходимо составить квалиметрическую таблицу парных сравнений по следующей форме.

Оцениваемые Парные сравнения знач. Сумма Уд.
п/п параметры значим. вес
Цена приобретения прав на НПП                
Функциональные возможности НПП                
Доступность освоения и внедрения НПП                
Имидж разработчика НПП                
Научная (творческая) новизна НПП                
Качество изложения и оформления материала                

Рекомендации по работе с данной формой и по разработке оценочной модели представлены ниже.

Этапы разработки и внедрения оценочной модели
Выполнение парных сравнений значимости параметров конкурентоспособности, исходя из следующих предпосылок
Значения баллов значимости в зависимости от степени предпочтения строк над столбцом строка столбец
при абсолютном предпочтении строки над столбцом
при явном предпочтении строки над столбцом
при сильном предпочтении строки над столбцом
при слабом предпочтении строки над столбцом
при равной значимости строки и столбца
при слабом предпочтении столбца над строкой
при сильном предпочтении столбца над строкой
при явном предпочтении столбца над строкой
при абсолютном предпочтении столбца над строкой
Определение сумму баллов значимости по каждой строке (параметру)
Определение удельного веса значимости по каждому оцениваемому параметру
Оценивание по каждому параметру рассматриваемого продукта и аналогов по 5ти бальной системе
Определение взвешенных оценок по каждому параметру
Определение общей оценки (суммы взвешенных оценок) по каждому объекту
Анализ конкурентоспособности

В результате выполнения процедуры парных сравнений можно выявить удельные веса значимости в следующем виде.

Оцениваемые Парные сравнения знач. Сумма Уд. Оценка по 5 бал. сист./ взвеш.
п/п параметры значим. вес Вар. 1 Вар. Вар. 3
Цена приобретения прав на НПП   0,13
                0,67 0,40 0,53
Функциональные возможности НПП   0,24
                0,96 0,96 0,96
Доступность освоения и внедрения   0,18
                0,54 0,54 0,90
Имидж разработчика НПП   0,12
                0,24 0,60 0,36
Научная (творческая) новизна НПП   0,21
                0,85 0,64 0,64
Качество изложения и оформления материала   0,11
                0,57 0,11 0,23
Итого по пятибалльной системе 1,00 3,83 3,25 3,62

Выше приведенная таблица представляет собой оценочную модель, позволяющая оценить уровень конкурентоспособности НПП. Для этого необходимо выбрать оценочную шкалу, по которой можно оценить каждый из оценочных параметров.

  1. Разработка балльной системы шкалирования по каждому оцениваемому параметру.

Следующим этапом формирования оценочной модели является разработка критериев по каждому оценочному параметру, исходя из выбранной балльной шкалы. Учитывая наиболее привычную и удобную для поставленной задачи 5-ти балльную шкалу, ниже приведена таблица предлагаемых критериев оценки каждого параметра по пятибалльной шкале.

Таблица

Рекомендуемые критерии оценки конкурентоспособности НПП
№ п/п Оцениваемые параметры Оценка в баллах по уровням
1 (очень низкий) 2 (низкий) 3 (средний) 4 (высокий) 5 (очень высокий)
Цена приобретения прав на НПП (на сколько НПП доступен для приобретения) Очень высокая, доступная только для элитарным пользователям Высокая, дос-тупная для пользователей с высоким уровнем финансовой обеспеченности Средняя, доступная для пользователей со средним уровнем финансовой обеспече-нности Низкая, доступная для пользователей с низким уровнем финансовой обес-печенностью Низкая, до-ступная для пользователей с любой финансовой обес-печенностью
Функциональные возможности НПП (уровень многообразия решаемых научно-педагогических задач). Очень ограниченные функциональные возможности Ограниченные функциональные возможности Средний уровень функциональных возможностей Высокий уровень функциональных возможностей Имеются и успешно ис-пользуются все современные функциональные возможности обучения
Доступность освоения и внедрения НПП (насколько НПП доступен для самостоятельного конкретного внедрения с учетом необходимости доработок). Очень низкая, внедрение НПП возможно со значительными доработками с привлечением разработчика Низкая, внедрение НПП возможно с привлечением разработчика Средняя, внедрение НПП возможно со значительными доработками без привлечения разработчика Высокая, внедрение НПП возможно с незначительными доработками без привлечения разработчика Очень высокая, внедрение НПП возможно без доработок и привлечения разработчика
Имидж разработчика НПП (статус, уровень аккредитации, степень известности и признание вуза на национальном и международном уровне) Вновь образовавшийся вуз или вуз с неудовлетворительной репутацией Известность только в пре-делах региона, репутация удовлетворительная Известность в пределах региона, репутация обычная (нормальная, средняя) Широкая известность и хорошая репутация в стране Хорошо известен и признан в стране и за рубежом, имеет отличную репутацию
  Научная (творческая) новизна НПП (степень творческой новизны предлагаемого исследования) Очень низкая, научная (творческая) новизна отсутствует Низкая, научная (творческая) новизна незначительная Средняя, НПП содержит явные признаки научной (творческой) новизны на уровне совершенствования поставленных задач Высокая, НПП содержит явные признаки научной (творческой) новизны решений проблемы Очень высока, НПП содержит явные признаки научной (творческой) новизны подходов и решений проблемы
Качество изложения и оформления материала Очень низкое Низкое Среднее Высокое Очень высокое

Наши рекомендации