Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности.
Вопрос №1.
Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.
Профессиональная социально-педагогическая деятельность –это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем.
Её объектом прежде, всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей.
Профессионально-компетентной является такая деятельность социального педагога, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, реализуется личность социального педагога и достигаются хорошие результаты – превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи.
Основой социально-педагогической деятельности является действие, социально-педагогическая деятельность состоит из цепочки действий, которые образуют её структуру. В структуре социально-педагогической деятельности принято выделять следующие компоненты:
1. Мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов);
2. Исполнительское звено (реализация);
3. Контрольно-оценочное звено (результат).
На первом этапе формируются педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором подбирает необходимые социально-педагогические средства для их осуществления, на третьем – анализирует и оценивает собственные действия. Эффективность деятельности заключается в реализации всех её компонентов.
Социально-педагогическая деятельность в каждом образовательном учреждении имеет свою специфику. И эту специфику нужно знать и понимать для того чтобы профессионально и грамотно решать проблемы социального воспитания, профилактика, реабилитации детей и подростков.
Внимание социального педагога в процессе социально-педагогической деятельности должно быть сосредоточено на социальной защите личности ребёнка, изучении его психических и физических особенностей, выявлении интересов и потребностей ребенка, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и своевременном оказании помощи и поддержки.
В каждом образовательном или социально-педагогическом учреждении необходимо, прежде всего, иметь четко сформулированные должностные обязанности социального педагога на основании тарифно-квалификационной характеристики и характерных особенностей самого образовательного учреждения и его социального окружения. Однако следует обозначить общие направления и функции социально-педагогической деятельности
Независимо от специфики учреждения в социально-педагогической деятельности можно выделить следующие направления:
· Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на ребёнка;
· Организация воспитательно-образовательных взаимодействий;
· Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях;
· Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы.
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях образования:
· Исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности);
· Планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств);
· Проектирование (осуществление деятельности, исходя из её системного понимания).
На каждом уровне профессиональной педагогической деятельности социальным педагогом реализуются определенные функции:
· Диагностическая, планирования, организаторская (1 этап);
· Коммуникативная, побудительная, формирующая (2 этап);
· Аналитическая, оценочная, координации, коррекции (3 этап).
Вопрос№2
В педагогических произведениях прошлого и современных источниках понятие «школа» используется в нескольких значениях:
школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение и постижение себя и мира. Школа в переводе с латинского— «лестница», «восхождение». Смысловым ядром в данном случае является не место действия, а процесс развития человека, его органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с самим собой посредством диалога, общения, совместной деятельности. Такая трактовка подразумевает динамическое развитие ребенка, обретение им своего «Я», восхождение личности к духовно-нравственным ценностям человеческого бытия. Школа — жизненный процесс, в центре которого находится освоение окружающей действительности со всеми сопутствующими коллизиями человеческих отношений.
В данном контексте понятие «школа» выступает для обозначения процессов самообразования, непрерывного образования. Великий чешский педагог Я. А. Коменский в «Пампедии» писал: как для всего рода человеческого весь мир — это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба; и мало сказать вместе с Сенекой: "Учиться ни в каком возрасте не поздно", но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе;
школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. Школу можно рассматривать как открытую социуму систему, результат взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи;
школа как искусственная социальная организация, звено общественно-государственной системы Школа (от греч. 8спо1е— досуг, занятие в свободное время, беседа, учебное занятие, умственный труд) — сознательно организованное и управляемое учреждение, которое реализует себя через совместную деятельность созданных групп, каждая из которых имеет свой социальный статус, свои социальные роли, общую социально значимую цель.
Школа — специфическая социальная организация, поскольку:
- подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;
- школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
- учителя имеют в школе реальную автономию;
- ученики как члены организации имеют особый, временный статус;
- основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;
- социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;
- школа является изначально внутренне конфликтным институтом.
Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:
культуры школы как совокупности традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия. Обращает на себя внимание наличие в школе как официальной, так и неофициальной культуры, что определяет противоречивость школьной жизнедеятельности;
поля школы, воспитательного пространства школы как динамической сети педагогически целесообразных событий, взаимодействий, общения, отношений, выступающих результатом совместных усилий детей и взрослых, задающих систему возможностей, индивидуальных форм и траекторий жизнедеятельности;
уклада жизни школы как совокупности условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность детей и взрослых в рамках школы как социальной организации;
философии школы как набора целей, которые школа реализует, и ценностей, которыми она руководствуется.
Вопрос №3.
Цель школы как воспитательного института-это приводить в жизнь заказ общества (формиров человека адекватного требования данного общества,растить,обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом те соц.условий в кот они будут жить).
Как институт социализации школа выполн. 2 основн. Задачи:
1.Освоение учащихся нормативного поведения.
2.Выработка и построение своей собственной позиции,своего собственного отношения к существующим нормам и ценностям.
Современная школа должна выполнять след задачи:
1.Школа должна быть воспитательным учреждением,признанным совершенствовать себя как воспитательную систему,в которой в кач-ве важнейш звена входит учебный процесс.
2.Для реализации задач гармоничного воспитания школа должна быть открытой к социуму,и способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала.
3.В школе должна быть создана развивающая воспитывающ среда, обеспечивающая включение школьника в различн доступные виды деятельности и общения.
4.В реализацию целей соц воспитания должны быть включены все члены пед коллектива и ученического сообщества.
5.Должна развиваться ученическая самодеятельность,общественные детские молод орга-ции.
Современная школа представл собой и как институт воспитания сочетает в себе:
1.образовательно-воспитательные учреждения.
2.организацию охватывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности как в учебном так и во вне учебном процессе.
3.Школа это соц. Психологическая группа, влияние которой на учащихся происходит через свободное и неформальное общение,не организуемое педагогами.
Вопрос №5.
Школа как открытая соц пед система означает:
1.расширение контактов школы с семьей.
2.Взаимодействие школы с учреждениями доп образования,культуры и др соц институтами.
3.Сотрудничество пед-го и детского коллектива с различными творч колл-ми.
4.Вынесение уроков,внеурочн занятий за пределы школы.
В системе соц.воспитания школа как открытая соц пед-ая система реализует 3 осн
взаимосвязанных направления деятельности.
1.Передача соц опыта учащихся и создание необход наиболее благоприятных условий для самореалихзации,саморазвития личности учащегося,а так же для активизации всеми имеющимися средствами интеллектуального,эмоционального, нравственного, физич и др напраления личности.
2.Создание воспит среды в семье и ее ближайшем окружении(взаимодействие).
3.Школа осуществляет процессы рессоциализации и соц реабилитации,а так же профилактику девиантного поведения.
Вопрос№ 6.
Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности.
Педагоги — особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком, и уполномочены государством нейтрализовывать влияния стихийной и частично управляемой социализации, используя их для решения задач воспитания.