Механизмы и агенты социализации

Социализация представляет собой наличие агентов социализации – людей, ответственных за социализацию человека

Агенты – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации, рассматриваются агенты и институты первичной и вторичной социализации

Агентами первичной социализации являются члены семьи, школа, группа сверстников

Агентами вторичной социализации являются администрация школы университета, церковь, СМИ, блоггеры, государство

Группа сверстников – идёт всегда параллельно

Механизмы социализации:

1. Социально-психологические

2. Социально-педагогические

По Мудрику

- импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне особенности воздействующих на него жизненно важных объектов.

Происходит преимущественно в младенческом возрасте. Яркие образы тут.

- Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким либо примерам или образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми.

- идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения, как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами

- рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности и нормы, свойственные различным институтам общества.

Я-взрослый, я-ребёнок, я-родитель.

-социально-педагогические механизмы социализации –

- традиционный усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Усвоение происходит на подсознательном уровне в виде импринтинга

- институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, это могут быть как специально созданные институты, так и институты, «попутно» реализующие социализацию. В процессе взаимодействия происходит накопление знаний и опыта

- стилизованный механизм социализации (действует в рамках определенной субкультуры)

- межличностный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами

Де-социализация, ре-социализация:

Де-социализация – утрата индивидом социального опыта по каким-либо причинам (длительная болезнь, отпуск, каникулы)

Ре-социализация – повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни человека, осуществляется за счёт изменения каких-то установок, норм в жизни (эмиграция, уход в монастырь)

15. Социальная деятельность: определение, структура, виды. Социальное действие

Социальная деятельность носит осознанный и целенаправленный характер.

Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, которые осуществляются субъектом (общество, соц. группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия общности с окружающим миром. В следствии происходит воспроизводство человека. И преобразование окруж. Среды.

Структура социальной деятельности включает в себя две стороны:

1. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей

2. Духовная деятельность связана с духовными ценностями и с изменением сознания людей

Социальная деятельность представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Классификация социальной деятельности:

1. В зависимости от характера отношений к окружающему миру и взаимодействия, социальная деятельность делится:

a. Материально-преобразовательную – результатом будут являться предметы

b. Познавательная деятельность – результат – появление теорий, концепций, открытий

c. Ценностно-ориентационная деятельность - ДОПИСАТЬ

d. Коммуникативная деятельность – налаживание связей между людьми, общение, взаимоотношения, диалог культур, мировоззрений, взаимодействие политических движений

e. Художественная – результат – мир художественных образов, стилей, форм

f. Спортивная – спортивные достижения, физическое развитие

g. Политическая деятельность – образование партий, реформирование, захват, удержание власти, защита политических интересов

2. По результатам делят на созидательную и разрушительную

a. Созидательная – построение новых городов, написание новых книг, воспитание детей

b. Разрушительная деятельность – разрушение чего-либо, политический конфликт, и т.д.

3. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она делится на репродуктивную и продуктивную или творческую

a. Репродуктивная – получение или воспроизведение уже известного результата уже известными средствами, способами

b. Продуктивная – выработка новых целей и соответствующих им новых средств

Основа социальной деятельности – социальное действие. Это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение и т.д.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица социальной деятельности и обязательно мы ждём результат. Понятие СД было введено в социологию Вебером для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированно на других людей.

Признаки социального действия по Веберу

1. Оно обладает смыслом для того, кто его совершает

2. Оно ориентировано на других людей

Типы социального действия по Веберу:

1. Целерациональное - осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. Цель является основным мотивом

2. Ценностно-рациональное действие – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность

3. Традиционное действие – действие, которое совершается в силу привычки, традиции… автоматически

4. Аффективное действие – действие, которое детерминировано (обусловлено) эмоциями и по этой причине неосознаваемое

Парсонс предложил общую систему человеческого действия, которая включает в себя:

1. социальную систему – она решает проблему социального взаимодействия и интеграции в общество

2. систему личности – исполняет целедостиженческие функции

3. систему культуры – сохраняет и воспроизводит образы

Социальное действие по Парсонсу включает в себя три элемента:

1. Актор (субъект)

2. Ситуация, в которой происходит действие

3. Ориентация актора на данную ситуацию

В зависимости от преобладания ориентаций, выделяют типы действия:

1. Интеллектуальное – преобладает познавательный интерес

2. Экспрессивное – направлено на поиск удовлетворения потребностей

3. Ответственное или моральное действие

Социальная деятельность порождается различными потребностями, интересами, мотивами, ценностными ориентациями. В этой связи, американский социолог Маслоу предложил пирамиду человеческих потребностей, включающую пять уровней:

1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для нашей жизни – жрать, срать, спать, сексуальные потребности

2. Потребность в безопасности – защита от физиологических, психологических опасностей. У развитого общества – в мягкой форме – устроится на работу, иметь страховку чокаво.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности) – потребность в причастности к чему-либо, к кому-либо. Чувство поддержки

4. Потребность в признании – потребность уважения, самоуважения, личных достижениях, компетентности, уважения, признания со стороны окружающих – порождает уверенность в себе, чувство значимости

5. Потребность в само актуализации и самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности – потребность приносить людям добро. Потребность что-то после себя оставить

Социальное поведение

Подходы к сущности социального поведения – бихивиористский подход. Его сущность – признание взаимного влияния поведения человека и событий, происходящих в его окружении. Наши поступки связаны с определенными событиями.

Поведение базируется на трёх различных формах реакции человека на окружающую среду:

1. Эмоциональное или аффективное – основано на чувствах и эмоциях

2. Компетентное или когнитивное, которое базируется на знании и размышлении

3. Прямое открытое реагирование по принципу: стимул-реакция

Теория обмена – Хоманс:

Единица социологического анализа – элементарное социальное поведение, т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя и более индивидами. Выделяет четыре принципа меж индивидуального взаимодействия:

1. Чем чаще и больше вознаграждается определенный тип поведения, тем охотнее он повторяется индивидами

2. Если вознаграждение за определенные типы поведения зависят от каких-то условий, то человек стремится воссоздавать их

3. Когда вознаграждение за определенное поведение велико, то человек способен затратить больше усилий ради его получений

4. Когда потребности человека близки к ощущению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения

Теория зеркального я – Кули

Согласно ей, в процессе поведения с другими, люди смотрят на себя как бы со стороны (глазами другого человека) – в поведенческих актах, наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Таким образом, социальное поведение – это поведение, которое выражается в совокупности поступков и действий индивида или группы, и зависит от социально-экономических фактов и господствующих норм, что в большинстве прослеживается в теории обмена и в бехивиористсткой теории.

Девиантным или отклоняющимся поведением называется социальное поведение, которое соответствует общепринятым нормам, характеризуют как нормальное социальное поведение, а то, которое расходится с ними.

В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу, в зависимости от типа нарушаемых норм, девиантное поведение может быть:

1. Деструктивным – причиняет вред только самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам

2. Противоправное поведение (деликвентное (деликт) – противозаконное действие) – нарушение как моральных, так и правовых норм – грабежи, убийства и т.д.

3. Ассоциальное поведение, которое причиняет вред личности, социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийстве

Дописать из ответов

Наши рекомендации