Объяснение нового учебного материала. 2.1. Вступительная беседа.
2.1. Вступительная беседа.
У. Какой праздник отмечается 9 мая?
Д. Праздник Победы.
У. Что вам больше всего запомнилось?
Д. Салют.
У. Назовите художника, у которого есть картины, связанные с сегодняшней темой?
Д. В. Шанин, «Праздник Победы 9 мая 1945 года».
У. Ребята, давайте вспомним, как выглядит праздничный город.
Д. Красочно, торжественно.
У. Чем он отличается от повседневного города? , Д. Разнообразием сочетания цветов, красок.
У. А сейчас мы закроем глаза и представим: вечер, весь город украшен яркими разноцветными огоньками, в вечернем небе рассыпаются искры салюта, люди веселятся, детишки бегают с разноцветными шарами. Теперь откроем глаза. Все ли смогли представить праздничный город вечером?
— Поделитесь со мной вашими представлениями и передайте
их на листе бумаги.
2.2. Разгадывание кроссворда. ■.- ...
— В создании композиции вам поможет кроссворд. {Рис. 16.)
i | Г | н | ь | к | и | |||
Ф | н | А | р | ь | ||||
П | Р | .А. | Д | н | и | К | ||
4 H E | Б | |||||||
д | р | г | А |
1. Как маленькие светлячки, они
украшают город. (Огоньки.)
2. Освещает ночную улицу. (Фонарь.)
Рис. 16 |
3. Это долгожданный день, при
носящий всем радость и веселье.
(Праздник.)
4. На нем светятся звезды, сияет
солнце,^лывут облака. (Небо.)
5. Она бывает длинной, бывает короткой, а бывает железной. (Дорога.)
2.3. Анализ репродукции.
У. Еще в работе вам может помочь репродукция картины В. Шанина «Праздник Победы 9 мая 1945 года». !
—Что мы видим на этой картине?
—Какие цвета использовал художник?
—Посмотрите, как художник передал праздничность города.
Небо искрится огнями праздничного салюта. Кажется, что оно
соткано из света. Лучи прожекторов упираются в небо.
2.4. Прослушивание музыкальной композиции.
У. А теперь давайте послушаем «Песню о Мозыре» (автор С. А. Стаценко) (можно использовать любую песню о другом городе, селе).
Звучит композиция.
У. О чем поется в этой песне?
Д. О праздничности и красочности города.
У. Какие чувства вызывает у вас эта композиция?
Д. Гордости за свой город, желание сделать его еще краше.
2.5. Объяснение последовательности изображения рисунка.
У. Каждый из вас знает, что он будет рисовать. Ведь мы смогли представить праздничный город вечером. Теперь давайте поделимся нашими мыслями и отобразим их на листе бумаги.
—Давайте подумаем, как расположить лист — горизонтально
или вертикально. Это зависит от сюжета вашего рисунка. Если
вы будете рисовать салют, то лист лучше расположить вертикаль
но; если дома, фонари — горизонтально.
—Помните, что на рисунке должно быть как можно меньше
пустого места.
—Для создания композиции используйте наброски, которые
BbI сделали дома. Вы должны определить, что главное в вашем
ск>Жете, и расположить это в центре листа. Определите, что нахо
дится ближе, а что дальше по отношению к центру композиции.
Учитель показывает школьникам педагогический рисунок — отдельные фрагменты изображения празднично украшенного города
на прикрепленном к доске листе бумаги формата A3 или меловом рисунке (рис. 17).
Рис. 17
У. Если работа карандашом закончена, то можете приступать к работе в цвете. Разведите краски на палитре.
—Давайте посмотрим, как другие дети справились с этим за
данием. (Показывает рисунки старшеклассников.)
—А сейчас я поделюсь с вами своим представлением о ночном
городе. (Показывает рисунки, вместе с детьми анализирует их.)
Учитель вызывает двух учеников и просит повторить последо- i вательность выполнения работы, ставит цель.
3. Самостоятельная работа учащихся.
3.1.Инструктаж по технике безопасности при работе с крас
ками и карандашом.
3.2.Творческая деятельность.
Перед началом работы учитель убирает наглядные пособия. Дети рисуют праздничный город.
4. Подведение итогов урока.
4.1. Закрепление нового материала.
У. Так чем же отличается праздничный город от будничного? (На примере репродукции.)
— А праздничный город вечером от дневного? (На примере
этой же репродукции.)
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
У. Какие цвета вы использовали при создании ваших рисунков?
—Как правильно нужно расположить лист?
—Что при этом необходимо учитывать?
5. Домашнее задние: предварительная работа.
У. Вспомните ваши любимые сказки, дайте характеристику вашему любимому герою, попробуйте самостоятельно сделать наброски с его изображением, подготовьте детские книги сказок для выставки. По возможности сходите с родителями на спектакль.
Урок 16. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Цели:
—расширять знания об искусстве графики на примере произ
ведений изобразительного искусства;
—учить д.етей передавать в отображении характерные черты
основной формы и деталей, используя фактуру и формы природ
ных материалов;
—развивать фантазию, творческую активность;
—воспитывать любовь к литературе.
Виды деятельности: чтение отрывков из сказок с одновременным рассматриванием иллюстраций; устное рисование сказочных персонажей; выбор сюжета; самостоятельная деятельность; анализ работ; организация выставки «В гостях у сказки».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — А. Пушкин, «Три чуда» из «Сказки о царе
Салтане».
2. Произведения изобразительного искусства — иллюстрации
Е. Лось, Н. Поплавской, М. Селещука, В. Слаука к детским книгам.
3. Музыкальные — латвийская народная песня «Петушок».
Наглядные пособия: методические таблицы «Этапы создания
композиции на сюжеты сказок», образцы творческих работ учащихся, кроссворд.
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, цветная бумага, гуашь, акварель, кисточки, клей, кусочки ткани, мех, природный материал и т. д.
Оформление классной доски:
С левой стороны — кроссворд.
С правой стороны — иллюстрации.
По центру в верхней части — тема урока, ниже — место для педагогического рисунка.
В нижней части — выставка творческих работ по теме.
Литература.
1- Изобразительное искусство в начальных классах : пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский [и др.] ; под Ред. В. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. Мн., 1992.
2. М1нц, Н. Д. Выяуленчае мастацтва : вучэбны дапаможтк Для 2 класа агульнаадукацыйнай школы з беларускай мовай на-вУчааня / Н. Д. Мшц. Мн., 1998.
3. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика
его преподавания в нач. школе : учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений/Н. М. Сокольникова. 2-е изд., стер. М., 2003.
4. Этнаграс{пя Беларус1 : энцыклапедыя. Мн., 1989.
План урока
Организационный момент.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы
полненных в период предварительной работы.