Примерная схема методического анализа урока
1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно):
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);
б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).
2. Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей.
3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с их основной целью;
в) степень и уровень достижений.
4. Методическая логика урока:
а) структура урока (назвать структурные звенья);
б) обоснованность структуры урока;
в) хронометрирование урока ( его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся ( скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);
е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися ( исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);
з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.
5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):
а) адекватность использованных средств основной цели урока;
б) правомерность использования средств на данном этапе урока - на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;
в) эффективность использования средств в данном классе;
г) грамотное использование и сочетание различных средств.
6. Использование различных методических приемов:
а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;
б) обоснованность места использования данного приема;
в) эффективность использования приема.
7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________
Тема 6. Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов
Дата__________________________
Задание 1. Пронаблюдайте за работой учителя и проведите анализ индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя _______________________________
______________________________________проявляется:
в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость) ____________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
в выборе методов обучения, форм организации учебной деятельности, средств _____________________
_______________________________________________________________
____________________
____________________
в стиле педагогического общения _______________________________________________________
____________________
в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний ________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________
в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей ______________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема 7. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных педагогических технологий (уровневая дифференциация, икт, технология сотрудничества, портфолио, проблемное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии).
Дата__________________________
Задание 1.Пронаблюдайте уроки и проанализируйтесовременные педагогические технологии, использованные на уроках.
Название урока _______________________________________________________________________
Названия технологий, применяемых на уроке _____________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2.Проанализируйте реализацию используемых учителем технологий, опираясь на методические рекомендации по организации производственной практики. _____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных подходов в обучении и воспитании младших школьников (системный, деятельностный, развивающий, личностный, компетентностный).
Дата__________________________
Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйте современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.
Название урока_______
Название современных подходов, используемых на уроке
___________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте содержание используемых подходов, опираясь на данные наблюдений урока (название подхода; примеры из наблюдений).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________