Практическое выделение глаголов из предложений
Цель: имитация действий и движений по ходу чтения педагогом текстов.
Зайка скок-скок-скок. Прискакал в огород. Там на грядку он сел и капустку поел.
Мы топаем ногами — топ-топ-топ. Мы хлопаем руками — хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки подаем и бегаем кругом.
Спят ли волки? — Спят, спят. Спят ли пчелки? — Спят, спят. Спят синички? — Спят, спят. А лисички? — Спят, спят. А все дети? — Спят, спят.
Шли, шли, шли, До ручейка дошли. Мостика нет, прыгнули и основа пошли. |
Шли, шли, шли,
Ягодки нашли.
Шли, шли, шли,
Грибочки нашли,
Нагнулись,
В корзинку положили
И снова пошли.
Игра «День рожденияу Мишки».Речевое сопровождение игры: «Послушайте, ребята, сказку. Сегодня у Мишки день рождения. К Мишке пришел в гости зайка. Ира, покажи, как к Мишке пришел зайка. К Мишке пришла белочка. Таня, покажи, как пришла белочка».
Таким же образом отрабатывается приход лисы, ежа.
«Мишка стал накрывать на стол. Он поставил на стол тарелки, чашки. Лена, покажи, как Мишка поставил чашки, тарелки. В тарелки
Мишка положил яблоки, рыбу, орехи, мед. Алеша, положи в тарелки яблоки, рыбу, орехи, мед. А теперь, ребята, отгадайте, кто что ел?»
Кто ел мед? Дети показывают Логопед вербализует
соответствующее ответы детей животное
Кто ел яблоки?
Кто ел рыбу? ••
Кто ел (грыз) орешки? ■■ >.
Игра «Выполнение поручений».«Ребята, смотрите, к нам в гости идут животные. Вот идет лиса. Коля, встречай лису! Возьми лису, пойди погуляй с ней! Идет зайка. Руслан, возьми зайку! Угости его. Дай ему... (ребенок из лежащих на столе предметов должен выбрать морковку). А вот идет слон. Надя, дай слону... (ребенок выбирает конфетку)» и т.д.
На столе выкладывают картинки (их нужно иметь в двух экземплярах): «девочка куклу моет, кормит, одевает, гуляет с куклой, укладывает спать».
Логопед называет эти действия, дети показывают их. Далее картинки переворачивают изображением вниз и раздают детям. Логопед сажает на стол куклу, кладет рядом соответствующие предметы: ложку, тарелку, мыло, шапку, пальто, ставит кроватку и, обращаясь к каждому ребенку, говорит: «Надя, посмотри на свою картинку, возьми куклу и сделай то, что на твоей картинке делает девочка». Ребенок выполняет действие, логопед называет его.
Логопед выставляет такой же набор картинок на доске. Когда Надя выполнила действие с куклой, логопед, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, вы отгадали, что делала Надя? Посмотрите на картинки на доске и покажите, где девочка делает то же самое, что и Надя». Логопед отмечает правильность выполнения задания и еще раз называет показанное детьми действие.
Игра «Угадай, что мы задумали».Водящий отходит в сторону и закрывает глаза. Дети загадывают предметы, которые могут летать. Изображения этих предметов висят на доске (бабочка, самолет, оса, ворона, воробей, шарик, змей, муха, пчела и т.д.). Водящий по описанию педагога (в описание обязательно включается слово летает) должен отгадать этот предмет, показав соответствующую картинку.
3. Фиксация слогового, звукового и артикуляционного