Методические указания для самостоятельной работы студентов
Курс по выбору «Социально-нравственное развитие дошкольников в современном социуме» направлен на приобретение будущими педагогами профессиональных знаний и умений для помощи ребенку в его социальной адаптации к современному миру.
Цель курса:
осуществление профессиональной подготовки студентов в области социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном социуме;
• обогащение студента умением содержательно, по-новому организовывать педагогический процесс, заботясь о развитии внутреннего мира ребенка, его духовности, нравственности, человечности;
Задачи курса:
формировать у студентов: профессиональные знания о теоретических и методических основах курса: базовый понятийный аппарат в процессе изучения тем курса; основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и общей духовной культуры;
• формировать у будущих педагогов способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
• формирование гуманистических социальных установок по отношению к субъектам и процессу воспитания.
Своеобразие организации самостоятельной работы студентов обусловлено особенностями конструирования процесса преподавания дисциплины как синтезирующей знания, умения, полученные студентом при изучении блока педагогических дисциплин и способствующей содействию становления педагогической позиции студента, индивидуализированной концепции научно-педагогического знания.
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению разрабатывать и проводить в нетрадиционных формах семинарские занятия.
Выполнение самостоятельной работы студентов требует изучение теоретических материалов в учебниках и учебных пособиях, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях, творчески переработать изученный самостоятельно материал, осуществить обработку информации с помощью компьютерных технологий.
Организация самостоятельной работы базируется на следующих принципах:
обеспечение ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно значимое знание;
актуализация освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов;
обеспечение активной позиции и стимулирование самостоятельной творческой деятельности студентов;
направленность содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач;
раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений анализа педагогической действительности, коммуникативных педагогических умений.
В содержании СРС студентов включены задания проблемного и исследовательского характера.
В качестве смыслового ориентира в дисциплине используются учебные пособия, рекомендуемые в качестве основной литературы к курсу. Необходимо спланировать процесс работы над содержанием учебного курса в соответствии с учебными заданиями, предлагаемыми к каждой теме семинарского занятия. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задачи, выполнять рекомендуемые задания.
При подготовке к практическим занятиям начинать подготовку с литературы, отражающей концепцию курса. Наблюдать воспитательные ситуации, возникающие в обыденной жизни и практике воспитания и анализировать их с точки зрения учета закономерностей и принципов педагогической деятельности.
После каждой темы учебного курса проводить рефлексию своей теоретической и практической компетентности в вопросах данной дисциплины.
В процессе подготовки к семинарским занятиям предлагается: вопросы для самостоятельного изучения материала, сравнительно-сопоставительные таблицы, работа с терминами, рассуждения по цитатам, подготовка, написание и защита реферата.
Одним из видов самостоятельной работы является подготовка реферата, который выполняется с помощью материалов периодических изданий и Интернет-ресурсов и предполагает защиту на семинаре в сопровождении презентации. Общие требования к реферату. Реферат(от лат. Refere - докладывать, сообщать) - это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т.п. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Объем реферата – 10–15 страниц на компьютере через 1,5 интервала, шрифт – 14; Выбор темы реферата определяется по предложенной тематике.
Этапы работы над рефератом.
1. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8—10);
2. Составление библиографического списка;
3. Обработка и систематизация информации. Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные положения, фрагменты или сделайте выписки;
4. Разработка плана реферата;
5. Написание реферата;
6. Заключение к реферату (свое отношение к рассматриваемой теме, её содержанию);
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Компоненты содержания
1. Титульный лист.
2. План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).
4. Основная часть (даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы).
5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, ваши собственные выводы о проделанной работе, о перспективах дальнейшего исследования темы).
6. Список литературы (в соответствии со стандартами).
Требования к оформлению работы. Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа. На титульном листе указывается: полное название университета, института, кафедры; тема реферата (по центру листа); внизу с правой стороны листа Ф.И.О. автора, номер группы, направление; Ф.И.О., ученая степень и должность научного руководителя. Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии. Приложения: чертежи, рисунки, графики не входят в общий объем работы
Объем работы: 10—15 листов машинописного текста.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)