Лекция 2. Логика развития лагерной смены
1. Планирование работы в ДОЛ.
2. Цель и задачи организационного периода.
3. Содержание основного периода.
4. Особенности заключительного периода.
1. В методике планирования работы в ДОЛ выделяют следующие виды планов:
- перспективный (планирование работы на все смены. Он составляется начальником лагеря совместно со старшим воспитателем);
- календарный план работы лагеря (план-сетка работы лагеря на смену);
- календарный план работы отряда (отрядная план-сетка);
- план работы отряда на каждый день (план работы отряда по распорядку дня, включая внутриотрядные мероприятия).
Общелагерные мероприятия проводятся внутри лагеря. На первом педагогическом совещании происходит распределение ответственных на общелагерные мероприятия.
Ведущими общелагерных мероприятий назначаются также вожатые. Они должны продумать идею, костюмы, задания для каждого отряда и составить конферанс.
Каждый отряд готовит свой номер или свое какое-либо задание. Выступают отряды по очереди.
Тематикувнутриотрядных мероприятийвы можете продумать заранее.
2. Лагерная смена (Л.В. Воронкова) – это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.
Рассмотрим психологические особенности детей с приездом в лагерь:
1) нарушаются привычные коммуникативные связи с членами семьи. Предстоит установить новые связи с незнакомыми людьми. Общение не терпит пустоты, и чаще всего ребенок спешит установить контакты с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми;
2) с приездом в лагерь меняется стиль жизнедеятельности. Вместо учебы, дети отдыхают, но отдыхают по правилам:
а) соблюдение режима дня;
б) необходимость подчиняться мнению и желанию коллектива;
в) умение корректировать свои желания и поступки.
3) каждый ребенок связывает с пребыванием в лагере собственные представления, поэтому планирование работы отряда необходимо осуществлять совместно с детьми.
Специфика лагерной смены:
· неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;
· функционирование временных детских объединений – отрядов;
· общение;
· событийность.
Цель организационного периода: адаптация ребенка к условиям и особенностям лагерной жизни (1-3 дня).
Задачи: 1) установить первичный контакт с детьми;
2) приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм;
3) создать у детей ощущение уюта и комфорта;
4) сформировать у детей представления о том, что ждет их в течение смены.
Позиция воспитателя:заботливая, строгая, но требовательная мама.
Основной вид деятельности:разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований.
Обычно воспитатели заезжают в лагерь за день до заезда детей для подготовки палат, корпусов, вожатских комнат, отрядных мест (украшение веселыми рожицами, словами «Мы вам рады!» к их встрече: обязательны визитки или эмблемы для детей, на которых они напишут свои имена, бейджики для вожатых. Отрядное место вы выбираете сами – это то место (беседка), где вы ежедневно встречаетесь с детьми для обсуждения плана на день, итогов дня и т.д.
При первой встрече с детьми воспитателю необходимо расположить детей к себе, заинтересовать, увлечь. Первое впечатление о воспитателе складывается из следующих компонентов:
- внешний вид;
- поведение (вербальное (речь) и невербальное (мимика);
Регистрация – место, где вы впервые встречаетесь с отрядом.
При встрече детей вы должны иметь при себе:
а) адрес и телефон лагеря на табличке;
б) тетрадь, куда вы будете вносить все сведения о ребенке
№ | ФИО ребенка | Дата рождения (число, месяц, год) | Адрес проживания | ФИО родителей (телефоны) | Увлечения ребенка | Особенности ребенка |
в) схема размещения детей по палатам
При расселении детей по палатам необходимо проявить понимание и в то же время жесткость и твердость характера. Желательно расселить детей в первый день и на всю смену.
В этот же период возможно проведение следующих мероприятий:
1. Рассказ о законах и традициях лагеря.
2. Экскурсия по территории лагеря.
3. Операция «Уют» (расселение, на дверях палат повесит таблички, кто где живет (имена, № отряда).
4. Проведение игр на знакомство детей в отряде, на установление контактов и на преодоление психологического барьера, на выявление лидеров.
5. Распределение обязанностей между детьми отряда (запуск механизма самоуправления).
6. Выбор названия отряда, девиза, эмблему, кричалки, песни отряда. Песню отряда использовать в крайних случаях – она должна быть любимой.
7. Оформление отрядного уголка.
Критерии успешности оргпериода:
- изучение интересов, запросов, уровень развития физического здоровья;
- создание устойчивого климата открытости (умей людям доверять);
- умение задействовать детей в различных мероприятиях;
- создание ситуации успеха;
- отсутствие у детей свободного времени.