Логика и динамика развития лагерной смены

Смена - это относительно короткий промежуток времени, который дети проводят в лагери. Но сколько всякого происходит в этот промежуток! Часто ребенок просто неможет вспомнить, о каких-то деталях и событиях. И это вовсе не оттого, что «ни­чего не было». Было. И очень много было разных приключений, путешествий и, конечно же, эмоций. Уложив их в строгом порядке, систематизировав все виды деятельности, оп­ределив темп развития, мы можем говорить о логике лагерной смены.

Какова логика смены в детском лагере? В её основе - благо­получие и комфорт каждого мальчика и девочки, приехавших от­дыхать в лагерь. Её критерий - физическое состояние и эмоцио­нальное настроение. Её показатель - улыбка. Именно улыбка позволяет оценить успешность каждого ребенка в лагере. Как создать комфорт в жизни каждого ребенка?

Мы исходим из того, что летняя жизнь ребенка кардинально противоположна школьной жизни и всему тому, что связано с ней. Мы не забывали о том, что новый день неизменно несет новые радости и огорчения. Мы помнили о том, что рядом с ребенком в лагере нет мамы и папы, которые всегда готовы прийти на по­мощь.

Итак, как построить смену, как увидеть каждого в большой группе, как распознать интересы и желания, как предупредить плохое настроение и конфликты? Мы решили, что будем делать очень многое для этого: много играть, петь, танцевать, много рисовать, соревноваться, читать и обсуждать…

В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач, решить которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды

Организационный период

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: “организационный период” или “оргпериод”. По отношению к нему существует педагогическое поверье: “Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена”. Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Основной целью оргпериода является адаптация ребенка к условиям и особенностям лагеря.

Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Оргпериод - это время привыкания детей к новой жизни. Оргпериод - это время первых открытий и огорчений.

В организационный период смены происходит адап­тация детей к жизни в лагере, закладываются основы вре­менного детского коллектива, формируется актив внут­реннего детского коллектива.

Отрядный вожатый должен изучать своих воспитан­ников, организовывать творческие дела, думать над от­рядным планом работы. И в то же время на нем обязанно­сти организации быта: он знакомит детей с режимом дня, рассказывает о внутреннем распорядке жизни в лагере, показывает, как правильно заправить кровать, что и как нужно складывать в тумбочку, где хранить обувь и т.д. Необходимо одновременно решать множество разнооб­разных задач, отвечать на самые непредвиденные вопро­сы. Для того чтобы не «утонуть» в мелочах, не упустить главного, важно точно представлять себе основные зада­чи первых лагерных дней.

Задачи оргпериода:

1. Адаптация ребенка к новым условиям жизни:

· создание комфортных условий для каждого ребёнка;

· знакомство с условиями лагеря;

· демонстрация принятых норм поведения и быта.

2. Раскрытие и развитие возможностей ребёнка:

· определение интересов и способностей каждого ребёнка;

· старт коллективного творчества.

3. Структурное оформление отряда:

· определение лица отряда;

· выявление лидеров;

· создание условий для развития самоуправления.

4. Планирование смены:

· планирование собственной деятельности ребёнка;

· планирование деятельности отряда.

5. Структурное оформление лагеря:

· знакомство отрядов между собой;

· выбор органов самоуправления.

Критерии успешности оргпериода:

· Ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым.

· Заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.

· Принятие норм лагеря.

Одна из важнейших задач отрядного вожатого в орга­низационный период - целенаправленное, заранее про­думанное изучение воспитанников, их интересов и зап­росов, особенностей характера и физического развития, умений и навыков.

С пер­вого дня важной задачей вожатого становится создание в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группиро­вок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других.

В этот период необходимо создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту тему без внимания.

Организационный период - один из самых насыщенных в смене. Ни одна минута не должна быть свободной. Постарай­тесь максимально занять детей разнообразной деятельностью. И ничего, если они жалуются на нехватку времени для личной жизни (если оно в данный период появится у них, то потом его не будет у вас из-за проблем с отрядом).

Й день он трудный самый.

Как сделать день заезда не формальным, не заорганизованным? Бывает, что этот день портит настроение на всю смену. Да, самый длинный в смене и самый трудный день – день заезда ребят.

Его тщательно готовят вожатые, его разрабатывают как военную операцию. День заезда – день старта смены. От него зависит весь дальнейший ритм жизни, его эмоциональная окраска. День заезда – это не только организационные формальности, это зарядка хорошим настроением будущих жителей летней республики. В день заезда волнуются все: дети, родители, вожатые.

Приехали дети и подростки в лагерь всего на одну смену, и надо с первой же минуты поставить их в такие ус­ловия жизни и деятельности, чтобы они, свято соблюдая сложившиеся в лагере за многие годы традиции, увозили с собой, в семьи и школьные коллективы, не только здоровье, кра­соту загара и отличное настроение, но и заряд оптимиз­ма, доброты, мужества, общественной активности.

Первые часы в лагере заполняются не очень интерес­ными, но важными для жизни детей делами: распределе­ние их по отрядам, расселение по палатам, уточняются списки детей, проводятся игры на знакомство. Дети зна­комятся с законами и традициями лагеря, изучают ре­жим дня.

Регистрация.Это то место, где вы встретитесь со своим будущим отрядом. От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся и детям. Главное, что вам необходимо это профессиональное спокойствие и доброжелательная улыбка.

На огромных плакатах написаны программа и порядок отъезда, адрес лагеря и марш­рут к нему, обращение к воспитанникам, советы и просьбы родителям, шутливые пожелания.

Отряд во­жатых прибыл сюда ранним утром, еще до появления детей. Вожатые выглядят так, словно сошли с обложки журнала мод.

Ребята подходят к столу регистрации. Двое ответственных (дежурных) вожатых регистрирую их в списках и распределяют в отряды в соответствии с требованиями лагеря. Следует помнить, что переход из отряда в отряд - процесс очень болезненный. Поэтому лучше всего заранее распределить детей по отрядам, учитывая интересы ребят. Отрядные вожатые «принимают» ребят своего отряда и далее помогают им сориентироваться. Дети оставляют вещи, отве­чают на вопросы специальной анкеты. Затем направ­ляются к врачам, которые быстро проверяют путе­вку и все справки.

Наши рекомендации