Указания к использованию пособий
На рисунках 1, 2, 3 и 4 изображены геометрические фигуры. Работа с этими рисунками доступна детям на раннем этапе обучения. Постоянно усложняя задания и повышая требования, вы можете пользоваться ими длительное время.
Основные приемы работы: каждый рисунок наклеивается на картон. Рисунки 1, 2 разрезаются по контуру каждой геометрической фигуры: квадрата, круга, прямоугольника, треугольника.
Задание 1. Берутся четыре карточки с одинаковыми по форме и величине фигурами (четыре квадрата или круга и т. д.) двух разных цветов (два квадрата красных, два синих или другие сочетания). Перед ребенком кладут две карточки разного цвета, к которым он должен соответственно подложить две другие – красный квадрат к красному, синий – к синему. Упражнение доступно ребенку 1,5 лет. Постепенно сложность упражнений возрастает. Количество фигур в этом упражнении увеличивается.
Задание 2. Берутся карточки с фигурами одинаковой величины и цвета, но разной формы, например, два больших красных квадрата и два больших красных круга или два маленьких синих квадрата и два маленьких синих треугольника и т. д. С ними выполняются также упражнения, которые описаны выше. По мере того как ребенок научится справляться с такого рода занятиями, добавляется количество фигур.
Задание 3. Берутся карточки с фигурами одинаковой формы и цвета, но разные по величине (так как в таблице даются одинаковые фигуры трех величин); сначала упражнение на группировку по величине проводится с фигурами самыми большими и малыми, а когда ребенок научится без труда различать большие и маленькие фигуры, вводятся фигуры средней величины, и ребенок снова группирует по величине, определяя размеры путем наложения (упражнение для детей 2,5–3 лет).
Задание 4. После того как ребенок научится без затруднений классифицировать и подбирать фигуры, берется рисунок N 3, не разрезанный, и ребенку дается задание подобрать к каждой фигуре соответствующую фигуру из вырезанных.
Задание 5. Проводится после того, как ребенок легко будет справляться со всеми описанными выше упражнениями и научится дактильно читать.
На рисунках N 17–18 изображены контуры тех же самых геометрических фигур. Эти рисунки знакомят ребенка с названиями геометрических фигур. Для этой цели вы используете подписи. В дальнейшем эти же рисунки используете, чтобы закрепить у ребенка понятия: маленький, большой, больше, меньше, самый большой, самый маленький (фигуры даются черно-белые, чтобы цвет не отвлекал ребенка).
Задание б. Рисунок 4 используется для закрепления и проверки пройденного материала, для развития внимания. В словесной форме детям предлагают: “Покажи круг!” (Ребенок показывает.) Вы продолжаете: “Покажи еще! Покажи еще!” и т. д., заставляя его показать все круги, независимо от цвета. Постепенно усложняйте задание: “Покажи красный круг! Зеленый квадрат! Синий треугольник!”
Когда ребенок научится считать, можно ставить ему вопрос: “Сколько кругов?” (треугольников и т. д.), и он должен на пальцах, на палочках или с помощью цифры показать количество найденных им на рисунке фигур.
Задание 7. Для закрепления у ребенка умения различать геометрические формы вырежьте из цветной бумаги, предварительно наклеенной на картон, крупные геометрические фигуры. Высота или диаметр их должны быть 10 см. Разрежьте фигуры пополам, а со временем на 3–4 части и учите ребенка составлять из них геометрические фигуры (после выполнения заданий 1-4).
Задание 8. Разрезанные фигуры используются и для игры “Что изменилось?” (описание ее см. ниже).
Отдельные фигуры используются и для развития памяти. Вы показываете ребенку одну карточку и, убрав ее, предлагаете найти подобную среди трех-четырех и более других (в зависимости от подготовки ребенка).
Рисунок 5 целиком наклеивается на картон. Ребенок по словесному заданию показывает, а позднее называет, что нарисовано на каждой картинке.
Задание “Покажи большую куклу. Покажи маленькое яблоко. Покажи самый большой дом” и т. д. Ребенок показывает и называет (сначала пользуясь сделанной вами табличкой, а потом на память дактильно, а со временем и устно): “Маленькая кукла. Самое большое яблоко” и т. д.
Рисунки N 6 и 8 даны в двух экземплярах. Все они наклеиваются на картон. Парные картинки (N 7 и N 9) разрезаются на отдельные карточки.
Ребенку дается задание на развитие внимания: к неразрезанным рисункам подкладываются соответствующие карточки. Это задание имеет разные степени сложности:
а) ребенку дается одна карточка, которую он должен подложить к одному из двух рисунков (остальные шесть закрываются);
б) дается одна карточка, открывается весь рисунок;
в) ребенку даются одновременно две-три, а затем все восемь карточек, которые он должен соответственно разложить.
Рисунки N 19, 20, 22 и 10 (предметные) также даны в двух экземплярах. На первом этапе обучения они используются для развития внимания и памяти: подбираются одинаковые картинки, к картинкам подбираются соответствующие подписи (во втором экземпляре подписи отрезаются от картинок). Эти же картинки, но только с подписями используются для обучения ребенка чтению. (Дети должны читать и запоминать названия предметов.)
Эти рисунки можно использовать для лото в нескольких вариантах. (Впоследствии, овладев характером проведения таких занятий, вы можете использовать для упражнений различные виды лото, имеющиеся в продаже, сделав к ним соответствующие подписи.)
Помимо игры в лото, эти таблицы можно использовать и для других видов работ:
а) Для группировки слов по значению: подбор слов, обозначающих мебель, одежду, животных, транспорт и т. д. Сначала смешивают картинки только двух групп, ребенок распределяет: мебель и одежду, мебель и транспорт, транспорт и одежду и т. п. Когда ребенок справится с этой работой, дайте ему для классификации сразу три группы картинок, затем четыре.
Когда ребенок научится читать, усвоит названия отдельных предметов и будет уметь правильно группировать картинки, дайте ему слова, обобщающие названия предметов: мебель, одежда, игрушки и т. д. Пусть он к ним подбирает соответствующие картинки.
б) Для группировки слов по вопросам: Кто? Что? Что делает? (для этой группировки картинки, изображающие предметы, смешиваются с картинками, изображающими действия).
в) Для первого словесного описания картинки, которое по мере развития ребенка все более усложняется: красное яблоко, черная кошка, красные и синие цветы; позднее вы используете для этого более сложные картинки: мальчик кормит собаку, девочка вытирает тарелку и т. п.
Рисунки N 26, 27, 28, 30.
На них изображены действия, выполняемые в разных ситуациях.
Прежде чем приступить к работе, нужно провести подготовительную беседу. Названия действий ребенок лучше всего усваивает, выполняя его, поэтому организуйте с ребенком игру, в которой ему следует давать такие поручения: “Покорми куклу! Покорми мишку!” и т. д. – и показывайте, как это нужно делать. Если в доме есть какое-нибудь животное, то вы дайте ребенку словесное задание: “Покорми собаку, кошку, рыбок” и т. д. После этого следует проверить, знает ли ребенок названия предметов, изображенных на картинке: девочка, мальчик, птичка, голуби, куры.
Закончив эту работу, приступайте к использованию картинок. Сделайте подписи “Девочка кормит кур”, “Мальчик кормит собаку” и т. д., по одной давайте их ребенку (не придерживаясь последовательности рисунков). Ребенок должен прочитать подпись и подложить ее к соответствующей картинке. Дети второго года обучения легко справляются с этим заданием.
Впоследствии эти картинки используются:
а) как материал для описания;
б) для чтения с губ;
в) для группировки по грамматическим вопросам Кто? Что делает? в сочетании с предметными картинками.
Использование одного глагола в разных ситуациях позволяет ребенку лучше понять значение слова и усвоить его в новой грамматической форме. Так же вы должны поступить и с другими названиями действий, выполняя их в разных ситуациях с разными предметами и подбирая соответствующие картинки, изображающие действия, которые ребенок должен назвать. Рисунки N 23, 24 и 25.
На каждом из этих рисунков дано по два действия, которые дети часто путают: лежать – спать; мыть – вытирать; есть – пить. Работа проводится по тому же образцу, как описано выше (непременно нужно начинать с натуральных действий, которые выполняет ребенок по указанию: “Ляг”, “Ешь”, “Мой” и т.д.). Всякий раз фиксируйте внимание ребенка на разнице этих действий. Картинки используются так же, как рекомендовано выше. Рисунки N 11, 10, 13, 29, 31.
В отличие от предыдущих (на которых изображены предметы и действия), все эти рисунки являются тематическими картинками. Работе с каждой из этих картинок предшествует рассматривание отдельных рисунков, изображающих предметы большой картинки (см. рисунки 29 и 31). Эти картинки, как вы, наверное, догадались, наклеиваются на картон и разрезаются на маленькие картинки.
Работу над каждой темой предваряют личные впечатления ребенка на определенную тему. Поэтому работу с картинками на тему “Улица” или “Дома” можно проводить в любое время года, а по теме “В парке” – только летом, весной или осенью.
Опишем подробно работу с картиной по теме “В парке” (рис. 12 и 30).
Работе над большой картиной предшествует работа с маленькими картинками; по ним вы знакомите детей с предметами и действиями – это вам знакомо по предшествующей работе с рисунками, изображающими предметы и действия. Когда ребенок научится легко определять и называть, что нарисовано на каждой из маленьких картинок (это займет несколько дней), покажите ему большую картину.
Большая картина может быть использована для следующих видов работ:
а) дайте ребенку рассмотреть картину и предложите ему рассказать все, что на ней нарисовано;
б) после этого поставьте дополнительные вопросы, которые помогут уточнить содержание, обратите внимание на опущенные подробности. Активизируйте при этом речь ребенка;
в) запишите сами все, что изображено на картине, и дайте ребенку прочесть. В ходе чтения пусть он показывает соответствие текста тому, что нарисовано на картинке;
г) спустя некоторое время текст этого описания следует пересказать ребенку устно, прося его по ходу рассказа показывать предметы и действия на картинке.
Такого рода работа становится возможна уже на третьем году обучения и рассчитана на несколько дней.
По темам “Улица” (рис. 13 и 29) и “Дома” (рис. 11 и 28) занятия проводятся так же. Из таких текстов и картинок изготовьте отдельные книжки. Пусть ребенок сам читает. Через некоторое время, когда текст забудется, дайте ребенку эти же картинки для самостоятельного описания.
Рисунки 32, 14, 33, 34, 15, 16.
Эти рисунки содержат определенный сюжет, выраженный в серии картинок. Эти серии следует классифицировать попарно, так как к каждой, как бы основной, есть другая, дублирующая ее, например: “Покупка” (основная) и “Купили самолет”; “Утро девочки” (основная) и “Утро мальчика”.
Работа с серией картинок “Покупка” (рис. 33) проводится следующим образом:
а) пойдите с ребенком в магазин (можно несколько раз), рассмотрите с ним игрушки, покажите продавца, кассу, деньги. Дайте малышу чек, пусть он получит покупку, поблагодарит за нее;
б) дома на отдельном листе печатными буквами запишите текст и дайте прочитать ребенку: “Я ходил(а) с мамой в магазин. В магазине много игрушек. Мама купила мне авто (машину)”. Пусть ребенок прочтет этот текст два-три раза, затем задайте ему несколько вопросов: “Кто ходил в магазин?”, “Какие игрушки ты видел в магазине?”, “Что купила мама?”;
в) через несколько дней покажите ребенку последовательно все картинки серии. (Показывайте по одной, остальные прикройте листом бумаги.) Пусть, рассматривая картинки, ребенок называет изображенные на ней знакомые предметы и действия: “Магазин. Мама. Мальчик гуляет. Мишка. Ракета” и т. д. Наклеив рисунок на картон, разрежьте его на отдельные картинки, пусть ребенок разложит их по порядку. Чтобы быть уверенным, что правильное решение не только дело зрительной памяти, переставьте картинки, нарушив последовательное расположение, и спросите: “Верно?” Если ребенок не сможет сам ответить, помогите ему, объясните, почему именно этот порядок неверен.
Например: нельзя пустить ракету, а потом купить ее; нельзя нести покупку раньше, чем за нее заплатили, и т. д. После объяснения пусть ребенок сам снова разложит картинки.
Если ребенок проделал работу без затруднений, можно переходить к следующему этапу: к каждому рисунку составьте подписи: к первой – “Мальчик показал маме ракету в витрине”, ко второй – “Продавец показал маме и мальчику ракету”, к третьей – “Мама купила ракету”, к четвертой – “Мальчик сам несет покупку”, к пятой – “Мальчик пускает ракету по воде”.
Прочитывая каждую подпись, ребенок должен подложить ее к соответствующей картинке. Это задание на одном занятии можно повторить два-три раза. Через день-два повторите эту же работу;
г) дайте ребенку разложить по порядку картинки, а затем, прикрыв их, предложите разложить только подписи. Если ребенок ошибется, поясните словами, например: “Пустил ракету, а потом несет ракету. Можно? — Нет. Сначала несет, потом пускает — так верно”. Проводя это занятие, дайте новое выражение: “Разложи по порядку”;
д) когда ребенок научится легко и самостоятельно складывать весь текст из отдельных предложений, составьте более подробный рассказ к этим же иллюстрациям. Например: “Мальчик Вова пошел с мамой гулять. Он увидел в витрине магазина ракету (разумеется, слово витрина ребенок к этому времени должен знать). Вове нравится ракета. Вова просит маму: “Мама, пожалуйста, купи мне ракету”. Мама и Вова вошли в магазин. Продавец показал ракету. Мама заплатила в кассу деньги. Продавец завернул покупку. Вова сам несет покупку. Дома Вова пускал ракету по воде.
Передавая ребенку этот рассказ, вам следует попутно задавать ему вопросы, чтобы облегчить усвоение и запоминание текста. Например: “Как зовут мальчика?”, “Что Вова увидел?”, “Кто показал ракету?”, “Кто завернул покупку?”, “Кто несет покупку домой?”, “Что делал Вова с ракетой?”.
Из этого рассказа, написанного печатными буквами, и картинок приготовьте затем книжку, сделайте обложку и напишите на ней название: “Покупка”. Книжку берегите, периодически читайте ее с ребенком. Читая, ребенок должен отдельные предложения текста иллюстрировать картинкой. Когда книжка надоест, отложите ее на некоторое время, но затем снова вернитесь к ней, повторите.
Закончив работу с серией картинок “Покупка”, возьмите картину “Купили самолет” (рис. 34) и предложите ребенку без предварительной подготовки описать изображенное на картинках событие, не нарушая последовательности. Цель этого задания – научить ребенка применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Работа с этой серией картинок проводится спустя некоторое время (15–20 дней) и ведется аналогично работе с серией “Покупка”, но в более быстром темпе. Первый этап – посещение магазина – опускается.
В такой же последовательности проводится работа со следующими двумя сериями “День девочки” и “День мальчика” (рис. 14 и 32).
Работа с сериями рисунков требует от ребенка подготовленности и навыка в соблюдении смысловой последовательности событий при расположении каждой серии. Показав ребенку рисунок с последовательно расположенными картинками и проведя с ними беседу, помогающую установить причинно-следственные связи (девочка вначале ест, потом моет посуду, потом ставит ее в шкаф и т. д.), вы разрезаете рисунок (предварительно наклеив его на картон) на отдельные картинки и, смешав их, предлагаете ребенку разложить их в нужной последовательности. Если ребенок затрудняется в выполнении задания или ошибается, помогите ему наводящими вопросами справиться с заданием. Далее работа проводится как обычно: делаются подписи, из них затем составляется текст для книжки-малышки, спустя некоторое время повторите ребенку рассказ устно, затем он сам должен его повторить.
Работа с рисунками 15 и 16 доступна детям к концу третьего года обучения.
На стр. 125–127 даны образцы табличек, которыми вам следует пользоваться, общаясь с ребенком в быту. Таким же образом вы сделаете весь словарь, который указан на страницах 32, 35, 61, 75, 76 и 103.
Методика использования подписей описана в тексте.