Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения. Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»
Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»
1. Совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства, - это
а) государственная система воспитания;
б) муниципальная система воспитания;
в) государственная политика в сфере воспитания.
2. Основные характеристики муниципальной системы воспитания:
а) открытость; б) доступность; в) диалогичность; г) многообразность; д) отсутствие виктимогенных факторов.
3. Признаки локальной воспитательной системы:
1) организация всей воспитательной работы на основе единой педагогической концепции;
2) опора на самоуправление в коллективе;
3) наличие первичных коллективов;
4) реализация принципа дифференциации образования;
5) высокая эмоциональная насыщенность жизни коллектива;
6) опора на финансовую помощь спонсоров;
7) наличие системообразующий воспитывающей деятельности
4. Совокупность социальных знаний, умений, навыков и качества личности, необходимых для самореализации в социуме, - это
а) социализированность; б) воспитанность;в) социальная компетентность.
5. Социальная компетентность
а) обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации;
б) позволяет самостоятельно решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей;
в) способствует удовлетворению всех возникающих потребностей.
6.Соответствие уровня организации социального воспитания его содержанию
1) массовый; 2) групповой; 3) индивидуальный. | Уровень организации социального воспитания, который характеризуется: А) наличием у воспитанников показателей успешной социализации и реализуется через традиционные для данной воспитательной системы методы и формы; Б) наличием у воспитанников различного рода отклонений, что требует использования специфических форм социального воспитания; В) созданием условий индивидуального обучения, педагогической поддержки для детей и подростков, выпавших в силу различных причин из образовательного пространства учреждения |
7. Соответствие процессов, составляющих социальное воспитание, их содержанию:
а) образование; б) организация социального опыта; в) индивидуальная помощь | 1) организация жизнедеятельности коллективов, взаимодействия членов организации, стимулирование самодеятельности; 2) обучение, просвещение, стимулирование самообразования; 3) организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая осуществлять общую деятельность; 4) содействие человеку в решении проблем, создание ситуаций успеха, стимулирование саморазвития; |
8. Человек становится субъектом различных сфер жизнедеятельности, если в воспитательной организации удовлетворяются его потребности
Сферы | Потребности |
1) общение, 2) познание, 3) деятельность, 4) игра, 5) спорт | а) в информации, поисковой активности; б) в сотрудничестве, в достижении; в) в эмоциональном контакте, в фантазировании; г) в функционально-органической активности и соревновательности; д) в эмоциональном контакте |
9.Соответствие подхода, реализуемого в социальном воспитании его сущности
А) дифференцированный, Б) индивидуальный, В) личностный, Г) возрастной, Д) гендерный | 1) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к самоценной личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений; 2) учет и использование в социальном воспитании закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом; 3) учет индивидуальных особенностей воспитанников на индивидном и личностном уровне; 4) решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников во взаимодействии с реальными или номинальными группами детей; 5) учет половой принадлежности воспитанников и развитие индивидуальных качеств и потенциальных возможностей детей обоего пола |
10. Социальное обучение в воспитательной организации выступает как процесс
а) формирования структурированных социальных навыков;
б) специально организованный и методически обеспеченный;
в) реализуемый по специально разработанным программам;
г) содействия человеку в решении проблем.
11. Основное направление индивидуальной помощи в воспитательных организациях:
а) содействие в решении возрастных задач;
б) содействие в разрешении конфликтов между педагогами и обучающимися;
в) содействие в организации взаимодействия с семьей.
12. Обучение взаимодействию в процессе социального воспитания в воспитательных организациях осуществляется
а) в ходе специально создаваемых ситуаций;
б) в процессе профессиональной подготовки педагогов;
в) в специально организуемых ролевых играх;
г) при организации взаимодействия в повседневной жизнедеятельности
13. Разновидность образовательной деятельности, основной задачей которой является распространение знаний и иных достижений культуры, пропаганда тех или иных идей и внедрение их в сознание аудитории, - это
а) передача социокультурного опыта;
б) просвещение;
в) стимулирование самообразования.
14. Социальный опыт ребенка является
а) результатом социализации и воспитания;
б) результатом воздействия общества и собственного творческого развития индивида;
в) результатом прямого или опосредованного педагогического воздействия;
г) результатом семейного воспитания.
Тема 12. «Методика организации социального воспитания
в различных воспитательных организациях системы образования»
1. Среди условий, обеспечивающих эффективность социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, выделяют
1) добровольность участия ребенка в жизнедеятельности;
2) реализация принципа соборности в жизнедеятельности учреждения;
3) творческий характер деятельности;
4) реализация личностно ориентированного и индивидуального подходов к воспитанникам;
5) отсутствие обязательной балльной оценки результатов деятельности;
6) автономизация учреждений дополнительного образования.
2. Коллективное творческое дело как основная форма организации жизнедеятельности в детском лагере обладает следующими воспитательными возможностями:
1) через организацию субъектной позиции для каждого ребенка предоставление ему возможность внести личный вклад в общую работу;
2) активная реализация и обогащение личного и коллективного опыта детей;
3) организация общественно значимой деятельности;
4) развитие и укрепление коллектива, внутри коллективных связей и отношений;
5) развитие эмоциональной сферы ребенка через эмоциональную привлекательность дела;
6) осуществление самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов.
3. Социальное воспитание в современной школе строится в соответствии с концептуальными положениями:
1) воспитательная система строится на основе демократического централизма, приоритет отдается групповым целям;
2) воспитательная система строится как сотрудничество единомышленников, ориентирована на личность, взаимодействие со средой;
3) реализация амбивалентного подхода в воспитании: сочетание коллективных и индивидуальных качеств;
4) воспитание коллективистских качеств с помощью коллектива;
5) относительная замкнутость воспитательного пространства школы;
6) реализация средового подхода, предполагающего открытость школы в социум.
4. Организационные формы социального воспитания в условиях школы
1) используются традиционные, основная форма – классный час;
2) разрабатываются новые в условиях воспитательной системы;
3) используются как традиционные, так и альтернативные.
5. Специфической формой организации деятельности в детском общественном объединении является
1) сбор-собрание,2) коллективное творческое дело, 3) игра, 4) тренинг.
6. Социальное воспитание в учреждениях интернатного типа направлено
1) на формирование самостоятельной зрелой личности;
2) на помощь в освоении ролевой позиции сироты;
3) на установление социального статуса воспитанника.
7. Клубные объединения как форма организации социального воспитания в детском доме способствуют
1) формированию положительных отношений между детьми разных возрастов;
2) реабилитации кровной семьи;
3) расширению сфер жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром;
4) удовлетворению соответствующих потребностей и интересов воспитанников;
5) повышению успеваемости воспитанников.
8. Социальное воспитание несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра направлено
1) на формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;
2) на формирование, коррекцию или восстановление социально значимых качеств личности дезадаптированных детей и подростков;
3) на применение санкций по отношению к несовершеннолетним правонарушителям;
4) на получение необходимого уровня образования;
5) на возвращение в семью.
Тема 13. «Социальные службы для несовершеннолетних»
1. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей- это...
Социальные службы для детей
2. Основные задачи социальных служб для несовершеннолетних
а) профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
б) формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;
в) удовлетворение социальных потребностей несовершеннолетних;
г) выполнение попечительских функций по отношению к несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей и без средств к существованию;
д) преодоление школьной неуспеваемости;
е) психолого-педагогическая поддержка личности.
3. В соответствии с решаемыми задачами социальные службы для несовершеннолетних делятся
а) на службы социального обслуживания, социальной адаптации и социальной реабилитации;
б) на типовые, дифференцированные, индивидуальные,
в) на службы для детей с отклонениями в развитии, для детей с девиантным поведением, для детей, оставшихся без попечения родителей.
4. К службам социальной адаптации для несовершеннолетних не относятся
а) школа; б) детский дом; в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; г) клуб по месту жительства; д) органы опеки и попечительства
Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности
в образовательных учреждениях»
1. Модель социально-педагогической деятельности включает в себя компоненты:
а) целевой; б) личностный; в) уровневый; г) содержательный; д) организационно-деятельностный; е) оценочно-результативный.
2. Модель социально-педагогической деятельности создается на основе
а) квалификационной характеристики, массового и передового опыта;
б) распоряжения вышестоящих организаций;
в) интересов сотрудников учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.
3. Основные задачи социально-педагогической деятельности в школе:
а) социальная защита прав детей;
б) обеспечение координации деятельности вех служб и учреждений по трудоустройству и жилоустройству выпускников
в) создание благоприятных условий для развития ребенка;
г) установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением;
д) организация медико-социального патронажа семей и детей, находящихся под наблюдением.
Ответы на задания для самоконтроля