Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения. Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»

Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»

1. Совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства, - это

а) государственная система воспитания;

б) муниципальная система воспитания;

в) государственная политика в сфере воспитания.

2. Основные характеристики муниципальной системы воспитания:

а) открытость; б) доступность; в) диалогичность; г) многообразность; д) отсутствие виктимогенных факторов.

3. Признаки локальной воспитательной системы:

1) организация всей воспитательной работы на основе единой педагогической концепции;

2) опора на самоуправление в коллективе;

3) наличие первичных коллективов;

4) реализация принципа дифференциации образования;

5) высокая эмоциональная насыщенность жизни коллектива;

6) опора на финансовую помощь спонсоров;

7) наличие системообразующий воспитывающей деятельности

4. Совокупность социальных знаний, умений, навыков и качества личности, необходимых для самореализации в социуме, - это

а) социализированность; б) воспитанность;в) социальная компетентность.

5. Социальная компетентность

а) обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации;

б) позволяет самостоятельно решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей;

в) способствует удовлетворению всех возникающих потребностей.

6.Соответствие уровня организации социального воспитания его содержанию

1) массовый; 2) групповой; 3) индивидуальный. Уровень организации социального воспитания, который характеризуется: А) наличием у воспитанников показателей успешной социализации и реализуется через традиционные для данной воспитательной системы методы и формы; Б) наличием у воспитанников различного рода отклонений, что требует использования специфических форм социального воспитания; В) созданием условий индивидуального обучения, педагогической поддержки для детей и подростков, выпавших в силу различных причин из образовательного пространства учреждения

7. Соответствие процессов, составляющих социальное воспитание, их содержанию:

а) образование; б) организация социального опыта; в) индивидуальная помощь 1) организация жизнедеятельности коллективов, взаимодействия членов организации, стимулирование самодеятельности; 2) обучение, просвещение, стимулирование самообразования; 3) организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая осуществлять общую деятельность; 4) содействие человеку в решении проблем, создание ситуаций успеха, стимулирование саморазвития;

8. Человек становится субъектом различных сфер жизнедеятельности, если в воспитательной организации удовлетворяются его потребности

Сферы Потребности
1) общение, 2) познание, 3) деятельность, 4) игра, 5) спорт а) в информации, поисковой активности; б) в сотрудничестве, в достижении; в) в эмоциональном контакте, в фантазировании; г) в функционально-органической активности и соревновательности; д) в эмоциональном контакте

9.Соответствие подхода, реализуемого в социальном воспитании его сущности

А) дифференцированный, Б) индивидуальный, В) личностный, Г) возрастной, Д) гендерный 1) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к самоценной личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений; 2) учет и использование в социальном воспитании закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом; 3) учет индивидуальных особенностей воспитанников на индивидном и личностном уровне; 4) решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников во взаимодействии с реальными или номинальными группами детей; 5) учет половой принадлежности воспитанников и развитие индивидуальных качеств и потенциальных возможностей детей обоего пола  

10. Социальное обучение в воспитательной организации выступает как процесс

а) формирования структурированных социальных навыков;

б) специально организованный и методически обеспеченный;

в) реализуемый по специально разработанным программам;

г) содействия человеку в решении проблем.

11. Основное направление индивидуальной помощи в воспитательных организациях:

а) содействие в решении возрастных задач;

б) содействие в разрешении конфликтов между педагогами и обучающимися;

в) содействие в организации взаимодействия с семьей.

12. Обучение взаимодействию в процессе социального воспитания в воспитательных организациях осуществляется

а) в ходе специально создаваемых ситуаций;

б) в процессе профессиональной подготовки педагогов;

в) в специально организуемых ролевых играх;

г) при организации взаимодействия в повседневной жизнедеятельности

13. Разновидность образовательной деятельности, основной задачей которой является распространение знаний и иных достижений культуры, пропаганда тех или иных идей и внедрение их в сознание аудитории, - это

а) передача социокультурного опыта;

б) просвещение;

в) стимулирование самообразования.

14. Социальный опыт ребенка является

а) результатом социализации и воспитания;

б) результатом воздействия общества и собственного творческого развития индивида;

в) результатом прямого или опосредованного педагогического воздействия;

г) результатом семейного воспитания.

Тема 12. «Методика организации социального воспитания

в различных воспитательных организациях системы образования»

1. Среди условий, обеспечивающих эффективность социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, выделяют

1) добровольность участия ребенка в жизнедеятельности;

2) реализация принципа соборности в жизнедеятельности учреждения;

3) творческий характер деятельности;

4) реализация личностно ориентированного и индивидуального подходов к воспитанникам;

5) отсутствие обязательной балльной оценки результатов деятельности;

6) автономизация учреждений дополнительного образования.

2. Коллективное творческое дело как основная форма организации жизнедеятельности в детском лагере обладает следующими воспитательными возможностями:

1) через организацию субъектной позиции для каждого ребенка предоставление ему возможность внести личный вклад в общую работу;

2) активная реализация и обогащение личного и коллективного опыта детей;

3) организация общественно значимой деятельности;

4) развитие и укрепление коллектива, внутри коллективных связей и отношений;

5) развитие эмоциональной сферы ребенка через эмоциональную привлекательность дела;

6) осуществление самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов.

3. Социальное воспитание в современной школе строится в соответствии с концептуальными положениями:

1) воспитательная система строится на основе демократического централизма, приоритет отдается групповым целям;

2) воспитательная система строится как сотрудничество единомышленников, ориентирована на личность, взаимодействие со средой;

3) реализация амбивалентного подхода в воспитании: сочетание коллективных и индивидуальных качеств;

4) воспитание коллективистских качеств с помощью коллектива;

5) относительная замкнутость воспитательного пространства школы;

6) реализация средового подхода, предполагающего открытость школы в социум.

4. Организационные формы социального воспитания в условиях школы

1) используются традиционные, основная форма – классный час;

2) разрабатываются новые в условиях воспитательной системы;

3) используются как традиционные, так и альтернативные.

5. Специфической формой организации деятельности в детском общественном объединении является

1) сбор-собрание,2) коллективное творческое дело, 3) игра, 4) тренинг.

6. Социальное воспитание в учреждениях интернатного типа направлено

1) на формирование самостоятельной зрелой личности;

2) на помощь в освоении ролевой позиции сироты;

3) на установление социального статуса воспитанника.

7. Клубные объединения как форма организации социального воспитания в детском доме способствуют

1) формированию положительных отношений между детьми разных возрастов;

2) реабилитации кровной семьи;

3) расширению сфер жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром;

4) удовлетворению соответствующих потребностей и интересов воспитанников;

5) повышению успеваемости воспитанников.

8. Социальное воспитание несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра направлено

1) на формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;

2) на формирование, коррекцию или восстановление социально значимых качеств личности дезадаптированных детей и подростков;

3) на применение санкций по отношению к несовершеннолетним правонарушителям;

4) на получение необходимого уровня образования;

5) на возвращение в семью.

Тема 13. «Социальные службы для несовершеннолетних»

1. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей- это...

Социальные службы для детей

2. Основные задачи социальных служб для несовершеннолетних

а) профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

б) формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;

в) удовлетворение социальных потребностей несовершеннолетних;

г) выполнение попечительских функций по отношению к несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей и без средств к существованию;

д) преодоление школьной неуспеваемости;

е) психолого-педагогическая поддержка личности.

3. В соответствии с решаемыми задачами социальные службы для несовершеннолетних делятся

а) на службы социального обслуживания, социальной адаптации и социальной реабилитации;

б) на типовые, дифференцированные, индивидуальные,

в) на службы для детей с отклонениями в развитии, для детей с девиантным поведением, для детей, оставшихся без попечения родителей.

4. К службам социальной адаптации для несовершеннолетних не относятся

а) школа; б) детский дом; в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; г) клуб по месту жительства; д) органы опеки и попечительства

Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности

в образовательных учреждениях»

1. Модель социально-педагогической деятельности включает в себя компоненты:

а) целевой; б) личностный; в) уровневый; г) содержательный; д) организационно-деятельностный; е) оценочно-результативный.

2. Модель социально-педагогической деятельности создается на основе

а) квалификационной характеристики, массового и передового опыта;

б) распоряжения вышестоящих организаций;

в) интересов сотрудников учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.

3. Основные задачи социально-педагогической деятельности в школе:

а) социальная защита прав детей;

б) обеспечение координации деятельности вех служб и учреждений по трудоустройству и жилоустройству выпускников

в) создание благоприятных условий для развития ребенка;

г) установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением;

д) организация медико-социального патронажа семей и детей, находящихся под наблюдением.

Ответы на задания для самоконтроля

Наши рекомендации