Раздел III. Теория социального воспитания и обучения

Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения»

Основные понятия: социальное воспитание; принципы социального воспитания; социальное обучение; принципы социального обучения.

Воспитание и социальное воспитание.Различные подходы к пониманию социального воспитания. Социальное воспитание как раздел социальной педагогики, как составная часть социализации, как область практической деятельности.

Субъекты и объекты социального воспитания.

Институты социального воспитания.

Принципы социального воспитания: природосообразности, культуросообразности, гуманистической направленности воспитания, коллективности, диалогичности, дополнительности, центрации социального воспитания на развитии личности (А.В. Мудрик).

Понятие о ценностях социального воспитания, их связи с социально-политической ситуацией в обществе.

Социальное научение и социальное обучение. Различные подходы к трактовке социального обучения. Цели социального обучения, педагогические условия эффективности.

Тема 9. «Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы»

Основные понятия: социальные нормы; девиации как отклонения от нормы; физические, психические, педагогические, социальные отклонения; сиротство; девиантное поведение; дезадаптация,

Понятие социальной нормы. Понятие отклонения. Теории отклонений (медицинская модель социальных отклонений, теория социальных выпадений, психолого-педагогическая теория социальных отклонений). Типы отклонений (физические, психические, педагогические, социальные). Социальные отклонения, их виды (сиротство, девиантное поведение).

Одаренность как позитивное отклонение от нормы.

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема: понятие, причины: биологический, психологический, социологический культурологический подходы.

Типы девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, проституция, агрессия, преступность, суицид). Основные направления профилактики девиантного поведения подростков.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних как результат отклонения от нормы. Стадии дезадаптации: школьная социальная дезадаптация (педагогическая запущенность), социальная запущенность. Категории социально дезадаптированных детей. Задачи социально-педагогической реабилитации.

Комплексное сопровождение несовершеннолетних с различными типами отклонений в образовательных учреждениях.

Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология»

Основные понятия: виктимология; виктимизация; виктимность; виктимогенность;неблагоприятные условия социализации; реальные, локальные, потенциальные жертвы.

Понятие социально-педагогической виктимологии.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Реальные, потенциальные и латентные типы жертв.

Дети «группы риска»: понятие, типология, типологические особенности.

Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации на макро-, мезо- и микроуровнях (климатические, социальные, поведенческие). Опасности виктимизации человека на различных возрастных этапах.

Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Виктимогенность факторов социализации, виктимизация группы и виктимность как результат их влияния.

Коррекционное воспитание: задачи, возможности, способы; вариативность в зависимости от типов жертв неблагоприятных условий социализации.

Разработка проблем жертв неблагоприятных условий социализации в рамках социально-педагогической виктимологии.

Наши рекомендации