Методика социального воспитания

В деятельности социального педагога ключевой профессиональной задачей остается поиск оптимальных способов и приемов решения проблем социальной жизни ребенка. В этой связи требует уточнения такие понятия из профессионального словаря социального педагога как: методика, методический прием, педагогическая техника, технология.

Под методикой понимают совокупность методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы, совокупность методов, обеспечивающих решение определенных задач.

А. В. Мудрик рассматривает понятие «методика социального воспитания» как совокупность способов и приемов организации процесса социального воспитания и как отрасль социально-педагогического знания, в которой изучаются и создаются способы целесообразной организации процесса социального воспитания. Следует помнить о том, что методика – это не суммарное слагаемое отдельных методов и приемов, главное в методике взаимопроникновение методов и приемов друг в друга, причем уровень этого взаимопроникновения опосредуется личностью воспитателя. Всю свою практическую деятельность воспитатель отбирает и оттачивает такую совокупность методов и приемов, которая оптимально соответствовала бы его индивидуальности, а так же адаптирует методики, разработанные известными профессионалами. К числу таких методик относиться методика коллективной творческой деятельности, разработанная и блестяще реализованная И. П. Ивановым. Шесть стадий коллективного творческого дела (предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, ближайшего последействия дела) дают ребенку свободу выбора и действия, возможность импровизации и творчества, возможность значимого общения и условия для самореализации, самоопределения и самосовершенствования. Для ребенка, имеющего проблемы в социальном воспитании, участие в разработке и реализации коллективного творческого дела мощный шанс изменить свое мировосприятие, научиться доверять, сотрудничать, творить.

Известная методика «Лагерный сбор сотрудничества», разработанная последователями И. П. Иванова, в практической работе социального педагога может быть использована как одно и эффективных средств социальной помощи ребенку, имеющему те или иные проблемы.

Специалисты отмечают, что отклоняющееся от норм поведение (девиантное), ребенка, как правило, сопровождается пониженным самоуважением, низкой самооценкой, чувством самоуничижения. Сбор сотрудничества способствует тому, что у ребенка появляется опыт быть успешным в качественно новой для них социальной среде, повышается самооценка каждого, чувство уверенности при достижении социально-позитивных целей в специально созданных условиях. Особые условия сбора позволяют социальному педагогу помочь детям имеющим ту или иную акцентуацию характера, предлагая им творческие индивидуальные задания, способствующие психокоррекции того или иного проявления «заострения» характера.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

В системе педагогических наук понятие «прием» используется достаточно широко. Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, подход в осуществлении чего-нибудь. В социальной педагогике методический прием – это подход в использовании какого-либо средства в процессе социально-педагогической деятельности (М. А. Галагузова).

Сущность явления «методический прием» можно рассматривать как своеобразное использование и проявление личностных возможностей (словесных, интонационных, мимических) специалиста в процессе профессиональной деятельности. Так, Э. Ш. Натанзон, выделяет созидающие и тормозящие приемы педагогического взаимодействия. К созидающим относятся такие как внимание, просьба, проявления огорчения, доверия и т. д. К тормозящим – намек, ласковый упрек, мнимое равнодушие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждения, предупреждения, сожаления и т. д. Применение социальным педагогом того или иного приема зависит от его профессиональной позиции, мотивов поведения ребенка, конкретной профессиональной ситуации, умения педагога ориентироваться в ней, арсенале приемов, которыми он владеет.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятиям: средство, метод, методика.

2. Раскройте сущность методов социально-педагогической деятельности.

3. Дайте краткую характеристику методам социально-педагогического исследования, социального обучения и воспитания и социально-педагогической помощи.

4. Известный специалист в области педагогических технологий, В. П. Беспалько убежден в том, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала». Разделяете ли Вы эту точку зрения? Обоснуйте свою позицию.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Методы социально-педагогической деятельности. Классификации методов социально-педагогической деятельности.

2. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность. Подходы к определению сущности социально-педагогической технологий.

3. Классификация социально-педагогических технологий.

4. Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии.

5. Соотношение понятий методики и технологии социально-педагогической деятельности.

Проблемные вопросы для дискуссии:

1. Уместно ли использование определения «социально-педагогическая технология»? Докажите вашу точку зрения.

2. Согласны ли вы с утверждением В. П. Беспалько, что любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством?

3. Почему социально-педагогическая деятельность сложно поддается технологизации?

4. Каковы возможные негативные последствия чрезмерной «технологизированности» социально-педагогической деятельности?

Наши рекомендации