Образовательные технологии.

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
ПЗ Введение. Феномен «литературы русского зарубежья» и трех ее волн. Семинар-дискуссия
ПЗ Эмигрантское творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна. Семинар. Презентация проектов
ПЗ Поиск «России вне России» в эмигрантском творчестве Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, А.М. Ремизова. Семинар. Презентация проектов
ПЗ Проза молодого поколения литературной эмиграции первой волны: В.В. Набоков, Г.И. Газданов, Л.Ф. Зуров. Семинар. Презентация проектов
ПЗ Поэзия «незамеченного поколения»; «парижская нота», творчество Б.Ю. Поплавского. Практикум по анализу стихотворных текстов
ПЗ Литература второй волны эмиграции. Проза Н. Нарокова, Р.Редлиха, Л. Ржевского. Презентация проектов.
ПЗ Основные тенденции развития литературы третьей волна эмиграции. Творчество В. Войновича, С.Д. Довлатова, С. Соколова. Семинар-дискуссия. Презентация.
ПЗ Итоговое занятие. Презентация КИМов. Презентация проектов
Итого: 15 ч./ 50%

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине:

В учебном плане по дисциплине «Русское зарубежье в истории отечественной культуры» запланированы практические занятия, которые проводятся в различных формах с применением следующих образовательных технологий:

- семинар (при обобщении материала, когда студентам предлагается определенный план занятий с единым для всех перечнем рекомендуемой литературы);

- семинар-дискуссия с обсуждением различных научных концепций или трактовок;

- практикум – для решения задач, требующих от студентов применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков (например, при анализе текстов различной жанрово-стилевой принадлежности);

- презентация результатов самостоятельной работы магистрантов.

Дисциплина предполагает самостоятельную работу студентов, в том числе различные виды проектов: исследовательские (реферат, предполагающий выбор актуальной темы, самостоятельный подбор научных источников и их критическая оценку, а также публичную защиту), а в качестве дополнительных заданий – информационные (аналитический обзор научной литературы и электронных ресурсов по отдельным темам) и творческие (создание компьютерной презентации или фильма).

В качестве средства оценивания в ходе рубежной аттестации применяется тестирование.

В случае временной замены преподавателя можно провести семинар-дискуссию по текущей теме или одну из письменных работ (см. Технологическую карту в ФОС по дисциплине «Русское зарубежье в истории отечественной культуры»).

9. Методические указания преподавателям для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине:

См. Технологическую карту в ФОС по дисциплине «Русское зарубежье в истории отечественной культуры».

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы:

Вопросы и задания к практическим занятиям, самостоятельной работе:

ПЗ 1.Феномен «литературы русского зарубежья» трех «волн» эмиграции. Культурные центры русской диаспоры. Источники по изучению культуры русского зарубежья.

Задание: Подготовить обзор информационных ресурсов по изучению литературы русского зарубежья.

Подготовить ответ на вопрос о крупнейших культурных центрах русской эмиграции первой волны.

ПЗ 2. Эмигрантское творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Задание: Подготовить сообщения о жизни и творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна в эмиграции.

Прочитать и проанализировать следующие произведения: И. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»; А. Куприн «Колесо времени», «Жанета», «юнкера»(по выбору). Выявить в указанных литературных произведениях тему межкультурного диалога, проблему русского национального характера, проблему адаптации эмигранта в инокультурной среде.

ПЗ 3.. Поиск «России вне России» в эмигрантском творчестве Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, А.М. Ремизова. Обращение к теме «Святой Руси» и древнерусской культуре как способ сохранить национальную идентичность.

Задание: Подготовить сообщения о жизни и творчестве И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова

Прочитать произведения: Б. Зайцев «Дом в Пасси», «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон»; И. Шмелев «Лето Господне», А. Ремизов «Плач о погибели Русской Земли».

Найти в справочной литературе определения древнерусских жанров жития и паломнического хожения. Показать, как в эмигрантском творчестве Б. Зайцева возрождались эти жанры.

ПЗ 4.Проза молодого поколения литературной эмиграции первой волны: В.В. Набоков, Г.И. Газданов, Л.Ф. Зуров.

Феномен В.В. Набокова – уникальный пример двуязычия в творчестве писателя-эмигранта. Образ эмигранта в романах «русского периода» «Машенька» и «Защита Лужина», тема России и русской культуры в романе «Дар».

Художественное новаторство Г.И. Газданова. Тема гражданской войны в романе «Вечер у Клэр». Образ парижского «дна» и тема судьбы русского эмигранта в романе «Ночные дороги».

Воссоздание русской среды в творчестве и научной деятельности Л. Зурова. Традиции русского фольклора и древнерусской культуры в его повестях «Отчина» и «Иван-да-марья».

Задание: Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателей.

Прочитать и проанализировать указанные произведения:

Подготовить информационный проект (обзор научной литературы о писателях на русском или других языках).

ПЗ 5. Поэзия «незамеченного поколения»; «парижская нота», творчество Б.Ю. Поплавского.

Разнообразие поэтических групп и течений в русском зарубежье первой волны. «Парижская нота». Метафизическая проблематика в творчестве Б. Поплавского. (Практикум по анализу стихотворных текстов).

Задание:

Опираясь на учебную и научную литературу, сделать обзор поэтических групп в поэзии русского зарубежья первой волны.

Подготовить презентацию «Творческие судьбы поэтов «незамеченного поколения».

Проанализировать стихотворения Г. Адамовича, Г. Иванова, В. Ходасевича, Б. Поплавского.

ПЗ 6. Литература второй волны эмиграции. Лагерная проза и идеологический роман в творчестве Н. Нарокова, Р. Редлиха, Л. Ржевского.

Преобладание социально-политической тематики в литературе русского зарубежья второй волны. Принципиально новый образ России. Лагерная проза и «идеологический» роман («Мнимые величины» Н. Нарокова, «Предатель Р. Редлиха). Творчество Л. Ржевского: повесть «Между двух звезд» о трагическом выборе патриота между советским тоталитаризмом и немцами. Тема мятущегося русского человека на чужбине в романе «Две строчки времени».

Поэзия в литературе эмиграции второй волны (И. Елагин, Д. Кленовский, И. Чиннов).

Задание:

Опираясь на учебную и научную литературу, дать общую характеристику литературы второй волны эмиграции.

Подготовить презентацию о творчестве прозаиков русского зарубежья второй волны.

Прочитать и проанализировать повести Л. Ржевского или романы Н. Нарокова или Р. Редлиха (по выбору).

Прочитать лирику И. Елагина, Д. Кленовского, И. Чиннова.

ПЗ 7. Основные тенденции развития литературы третьей волна эмиграции. Проза В. Войновича, С.Д. Довлатова, С. Соколова.

Задание:

Дать общую характеристику эмиграции третьей волны (причины возникновения, социальный состав, представители, вклад в культуру).

Подготовить презентацию на тему: «Писатели русского зарубежья третьей волны».

Прочитать и проанализировать произведения: В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», С. Соколова «Школа для дураков», С. Довлатова «Зона», «Заповедник», «Филиал», «Иностранка».

На основе анализа текстов и научно-критической литературы охарактеризовать своеобразие художественного мира данных писателей.

ПЗ 8. Итоговое занятие. Презентация КИМов.

Задание: Разработать контрольно-измерительные материалы по теме «Литература русского зарубежья». Подготовиться к итоговому тестированию.

Наши рекомендации