Роль учебной деятельности в нравственном воспитании
При изучении физических упражнений учебная деятельность школьника приобретает характер учебно-двигательной деятельности. Опираясь на теорию деятельности и ее роли в развитии человека (А. Н. Леонтьев), роли деятельности в учебном процессе (Г. И. Щукина), следует определить возможности физической культуры как школьного предмета и всей системы физического воспитания учащихся в формировании личности.
Современная психология, педагогика правомерно утверждают, что нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств. Педагогика физической культуры основывается на том факте, что разрыв, противостояние этих нравственных категорий ведут к трудиовосполннмым потерям всего процесса воспитапия. Гармоническое развитие нравственного поведения, сознания и чувств — сущность педагогики физической культуры, как и всей педагогики.
Исследуя роль учебной деятельности в нравственном воспитании учащихся, 3. И. Васильева подчеркивает, что одним из главных источников нравственного воспитания в учебной деятельности является ее содержание. С этой позиции содержание учебно-двигательной деятельности в системе школьного физического воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач нравственного воспитания, так как включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов.
Другой подход к воспитывающему обучению состоит в понимании значения форм организации учебной деятельности на основе педагогики содружества, коллективистических отношениях. И при таком подходе физическое воспитание обладает значительным воспитывающим потенциалом, обусловленным особенностями самой учебно-двигательной деятельности, способами ее организации.
Одной из ведущих особенностей является наглядность исполнительной функции учебно-двигательной деятельности, когда повеление ученика видно учителю. Для практики воспитания это крайне ценно. Ведь одно дело — писать сочинение, допустим, на тему «О коллективизме и индивидуализме» и написать верно,
другое — проявить это нравственное качество в определенных ситуациях, которыми так богато школьное физическое воспитание.
Особенностью учебно-двигательной деятельности является так
же отсутствие строго регламентированного в отличие от других
школьных предметов общения учащихся. Наличие постоянных
тесных контактов, многообразие и эмоциональность взаимоотно
шений открывают перед педагогом большие возможности для со
здания нужных ситуаций. Такие ситуации содержатся, например, я
в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм I
спортивной этики, уважения к сопернику. ■
Творческое использование этих особенностей учебно-двигагель-
ной деятельности позволит учителю не только создавать конкрет- ^
иые воспитывающие ситуации, но и оперативно реагировать на -
поведение учащихся. |