Этика педагога и ее роль в нравственном воспитании

Важнейшим фактором нравственного воспитания является пример учителя. Категории морали, отражающие качества личности, которые формируются в процессе образования – это честь, достоинство, чувство долга, совестливость, доброта, человечность, уважительность и др. Формирование этих качеств – результат многих составляющих, среди которых немаловажное место занимает опыт постижения этих свойств личности в процессе общения, опыт обнаружения их в другом.

Действие механизма личного примера в формировании морали состоит в следующем:

1. Факт проявления морального чувств или качеств в поведении педагога.

2. Внутренняя (духовная) связь между учителем и учеником, человечность взаимоотношений на основе моральных качеств

3. Идентификация знаний или представлений ученика о морали с практикой морального поведения

В функционировании и формировании морали есть два уровня – чувственно-эмоциональных и рациональный. Зарождение нравственного сознания происходит на эмоциональном уровне, и нравственность выступает, прежде всего, как чувство. Уровень знания способствует осознанию и закреплению нравственных чувств личности.

Существуют нормы педагогической морали, определяющие отношения между учителем и учеником. К ним относятся:

1. Человечность отношения к ученику;

2. Уважение к личности ученика;

3. Терпимость, доброжелательность;

4. Нравственная требовательность к самому себе.

5. Чувство ответственности за собственный моральный облик и моральный облик ученика..

Рассмотрим некоторые из них.

Человечность взаимоотношений. Человеческое отношение к ребенку – это отношение к нему не только как к объекту труда, но как к человеку, с которым необходимо считаться. Процесс воспитания – это, прежде всего, воздействие личности на личность, а человечность можно воспитать только человечностью. Основной путь здесь – самораскрытие личности учителя, проявление его человечности, доброго, отзывчивого, дружеского отношения к ученикам, общение на уровне человеческих чувств и проблем. Однако здесь необходимо удержать тонкую грань между официальностью и неофициальностью (человечностью), сохранить дистанцию, чтобы дружеское отношение не переросло в панибратство. Мера дистанции зависит от учителя, но она существенно влияет на воспитательный процесс. Можно с уверенностью сказать, что фактором развития аморальности в личности является отчужденность (антипод человечности).

Уважение к личности учащегося. Уважение учителя к учащемуся — это уважение к ребенку, подростку, юноше или девушке как к личности, носителю со­циально-ценных, значимых качеств и функций. Уважение к уча­щемуся — это недопустимость унижения. Относиться к учащемуся как к личности, обла­дающей достоинствами,— значит ожидать от него этих качеств и ставить перед ним требование — быть личностью, быть обла­дателем этих человеческих достоинств. «Проблема личности,— писал А. С. Макаренко,— может быть разрешена, если в каж­дом человеке видеть личность».

Отношение к учащемуся как к личности — дело трудное, предполагающее не только глубокое понимание ряда мировоз­зренческих вопросов, но и требующее затраты нервной энер­гии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит не­брежного, поверхностного отношения к человеку. Уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная ра­бота ума и сердца учителя.

Уважение учащихся — общее требование для учителя. Прак­тически оно реализуется в целой системе более конкретных нравственных требований, совокупность которых и дает нам представление о содержании и объеме его. К числу таких кон­кретных требований в первую очередь необходимо отнести сле­дующие:

— требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения;

— уважение мнения учащегося об учителе как требователь­ность учителя к самому себе;

— терпимость к самостоятельности мысли, чувств и поступ­ков учащегося, умение не видеть в них «криминала» даже тогда, когда они в чем-то представляются учителю неправильными;

— вера в добрые помыслы ученика, в его благородство, спо­собности и стремление стать хорошим человеком;

— внимание к каждому учащемуся как к человеку,к его по­ступкам и мыслям как к значимым фактам и др.

Остановимся на характеристике некоторых изних.

а) Требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения.

Требователь­ность — это умение учителя подходить к оценке личностных качеств, поступков и знаний учащихся с точки зрения самых высоких общественных критериев, постоянное сознание необхо­димости совершенствовать личность учащегося, поднимать уро­вень его культуры, добиваться претворения в жизнь всех тая­щихся в ней возможностей.

Мера требовательности учителя к учащемуся — это своеоб­разная мера уважения к нему. Чем больше требовательности выявляет учитель к учащемуся, тем выше и уважение к нему, и наоборот. Чтобы быть мерой и проявлением уважения учителя к уча­щемуся, требовательность, как норма педагогической морали, должна обладать рядом специальных признаков, среди которых в первую очередь необходимы такие.

— Требовательность должна быть объективно целесообраз­ной, продиктованной потребностями педагогического процесса, задачами обучения и воспитания. Она не должна угнетать, подавлять или ориентировать личность на одно­бокое развитие, например, путем непомерных домашних заданий по одному какому-нибудь предмету, что занимает время уча­щихся, необходимое для подготовки ими других предметов.

— Требовательность должна быть доброжелательной требо­вательностью человека, искренне заинтересованного в судьбе учащегося, требовательностью Друга, а не бездушного чиновни­ка, которому нет дела до учащегося и его судьбы.

— Требовательность должна быть понятной учащимся и восприниматься ими как необходимость, а не как личный ин­терес, чудачество или каприз учителя.

— Требовательность должна быть реалистичной, выполни­мой.

Быть нетребовательным учителем проще и легче, ибо при этом меньше затрачивается труда, времени, энергии. У нетре­бовательного учителя выше оценки знаний и к нему меньше претензий. О нем даже может сложиться мнение, что он — доб­рый, чуткий, тогда как другие учителя — «недобрые», «злые». Но рано или поздно обнаруживается конечный результат ра­боты такого учителя, и все начинают понимать; он плохо учил, плохо воспитывал. Работа такого учителя по существу — обман общества и неуважение к учащимся.

б) Уважение мнения учащегося об учителе как требователь­ность учителя к самому себе. Чтобы искренне уважать человека, надо считать его равным себе. Требовательность учителя к себе — это его от­ношение к своим ошибкам и промахам, к своей работе и по­ступкам, это оценка им своих качеств и достоинств с точки зрения их общественной ценности. Такая требовательность предполагает возможность выслушивать и учитывать замечания учащихся, сделанных в его адрес, уважение мнения своих вос­питанников о нем.

Если учитель не стремится узнать мнение учеников о своей работе или их мнение ему безразлично — вряд ли можно гово­рить о его уважении к учащимся, о доверии к их уму, наблюда­тельности и способности оценивать.

Доброжелательность и любовь к детям. Важное нравственное требование - уметь управлять своими чувствами, подавлять отрицательные эмоции и развивать положительные чувства к детям. Преодолеть трудности в нравственных отношениях с детьми, преодолеть неприязнь к ребенку, если он ведет себя неподобающим образом, - задача учителя.

Неприязнь к детям выражается иногда в культивировании у них страха перед учителем. Даже невинные шалости учеников кажутся иному учителю преступлением, он с удовольствием ставит учащимся двойки, а лучшим средством воспитания счи­тает наказание. За неприязнь учителя ученики платят ему тем же — идет своеобразное упражнение в ненависти и неуважении, на что растрачиваются душевные силы с обеих сторон. Взаимная не­приязнь вызывает разобщенность и напряженность во взаимо­отношениях, постоянное ожидание чего-то плохого. Сухость, жесткость, отчужденность — итог таких отношений.

Любовь к детям — не только педагогическая, но и обще­человеческая нравственная норма. Но любовь учителя к детям имеет специфическое содержание, не совпадающее с содержа­нием родительской или общечеловеческой любви, хотяихиногда и сравнивают между собой. Рассмотрим ату специфику подробнее.

Любовь учителя к детям — это любовь не к одному или не­многим детям, а к каждому и любому ребенку. Особен­ностью этой любви является ее педагогическая направлен­ность — любовь к проектирующемуся человеку способствующая развитию этого человека.

Любовь учителя к детям включает в себя:

— радость влиять на детей, следить за становлением их ха­рактеров, созреванием ума и реализацией их лучших возмож­ностей;

— глубокую симпатию к свойственным детям душевной све­жести и нравственной чистоте детей, к их искренности и пря­моте, к их способности удивляться и стремлению ко всему новому;

— постоянную заботу о физическом развитии детей и само­чувствии, проявляющуюся в использовании таких методов ра­боты с ними, которые оптимально развиваютих способности и творческую активность.

Учитель, который любит детей, всегда найдет и даст уче­нику возможность показать себя с лучшей стороны, проявить свои возможности, знания и способности, помочь поверить ему в свои силы. Любовь к детям — чувство динамическое, оно формируется под влиянием общения с детьми и сложившегося у учителя от­ношения с ними. С опытом это чувство меняется: у одного учи­теля — крепнет, у другого — мельчает, а то и исчезает совсем. Вдумчивый учитель со временем может более критично пере­смотреть и оценить свой опыт.

Чувство любви к детям подвергается испытанию, когда речь заходит об отношении к «трудным» детям. Известно, что «труд­ные» дети — большей частью продукт неправильного воспита­ния. Они часто бывают озлобленными, затравленными, заму­ченными. Это дети, на которых обрушилось слишком много для детской психики душевных невзгод, а может быть, и трагиче­ских обстоятельств. Обычно они не хотят учиться, бывают замк­нутыми и нелегко вступают в контакт. У них могут быть дур­ные наклонности, и они часто видят во всех лишь своих врагов. Воспитывать таких детей трудно. По отношению к «трудным» детям нужна особая чуткость и готовность прийти им на помощь, особый такт.

Любовь к детям — большая преобразующая сила. Она оказы­вает сильное воздействие на воспитанника и создает самую благоприятную атмосферу для педагогического влияния. Любовь учителя к детям вызывает у детей ответное чувство к учителю, порождает в душе ребенка чуткость, заботливость, человечность и приобщает его к нравственно-ценным формам поведения. Любимый учитель в душе ребенка занимает место рядом с самыми близкими ему людьми.

Любовь учителя к детям обладает и социальной целесообраз­ностью: она прививает детям чувство любви к людям, верность идеалам, которые нес любимый учитель, уважение к науке, ко­торую он преподавал, любовь к школе, в которой он учится, и к самому процессу учения, к труду. Любовь учителя к детям помогает воспитывать смелого, активного, уверенного в своих силах и деятельного человека, что соответствует целям и зада­чам коммунистического воспитания личности.

Практикум

Содержание и программа курса этической грамматики

Этическая грамматика, как один из вариантов такого предмета, рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми с 1-го по 8-й класс по приобщению их к основам этической культуры. Каж­дый из четырех разделов в соответствии с возрастными особеннос­тями детей от класса к классу последовательно расширяет и углуб­ляет знания, представления, сферу эмоционального восприятия и раздвигает поведенческие рамки школьников в сфере общечелове­ческих ценностей.

1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспи­танности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это нахо­дит выражение в различных формах проявления уважения к дру­гому человеку, доброжелательности в отношениях.

С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нор­мам регламентированного поведения среди людей. К этикету пра­вомерно отнести так называемые правила «хорошего тона», т. е. специальные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, спе­цифические знаки внимания младших к старшим, мужчины к жен­щине.

3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональ­ной отзывчивости на переживания другого человека, созданию ус­ловий для воспитания самоуважения, чувства собственного досто­инства, проявлению эмпатии, сопереживания.

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе яв­ляется стремление влиять на другого, общаться со сверстниками.

Наши рекомендации