История изучения слепоглухоты
В России в 80-х гг. 19-го века, благодаря переводам «Американских заметок» Ч. Диккенса, стала известна история американской слепоглухой Лауры Бриджмен, получившей воспитание в «Институте для слепых Перкинса» в Бостоне. Затем, по всему миру прогремела история обучения другой слепоглухой, Елены Келлер, воспитанницы Анны Сулливан из того же института Перкинса.
С 1884 по 1913 года в России вышло 11 публикаций, касающихся истории жизни и творчества Елены Келлер. Стали известны факты успешного обучения слепоглухих в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии и Швеции. Благодаря тесным научным контактам с Германией, специалисты в России следили за успехами обучения слепоглухих в «Приюте для калек в Нововесе» около Потсдама, где они обучались с 1887 года, и где в 1906 году была открыта специальная школа для слепоглухих. В 1894 г. в Санкт-Петербургский приют «Братство во имя Царицы небесной» для глубоко умственно отсталых детей, организованный Е.К. Грачевой, был принят слепоглухой ребенок, в тот же приют в 1905 году был помещен для воспитания другой слепоглухой ребенок. В 1908 году в ежемесячном журнале «Слепец» был опубликован перевод книги немецкого педагога и исследователя Г. Римана «Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами» изданной в Берлине в 1905.
Начало обучения слепоглухих детей в нашей стране датируется 1909 годом. Именно в этом году в России создается «Общество попечения о слепоглухих», а при Санкт-Петербургском детском саде для глухонемых начинается обучение трех слепоглухих детей. Летом этого же года воспитатели и педагоги Петербургского детского сада для глухонемых детей ознакомились с опытом обучения слепоглухих в Швеции и Германии, и начали работать в приюте для слепоглухих детей, открывшемся на деньги Общества в 1910 году и принявшего уже семерых детей для обучения.
Эта школа продолжила свою деятельность и после революции 1917 года, когда слепоглухие воспитанники вошли в состав группы глухих детей при Петроградском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградским институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 года. Научные наблюдения, сделанные в этой школе, отражены в работах А.В. Ярмоленко. «С 1923 по 1937 г. очень интересно работала организованная И.А. Соколянским школа для слепоглухих в Харькове. Самой известной воспитательницей этой школы стала слепоглухая писательница О.И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был продолжен в институте дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики РАО)…». Самой известной выпускницей этой школы стала «СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914-82), дефектолог, педагог, литератор. В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-41 воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению, у С. была восстановлена звуковая речь, и она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжала под руководством И.А. Соколянского. С 1948 научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в т.ч. монографий: "Как я воспринимаю окружающий мир" (1947), "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир" (1954; 2 изд., 1956; переведена на мн. языки), "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир" (1972)».
В период с 1971-1977 под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и А. И. Мещерякова на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова было организовано обучение четверых слепоглухих студентов. Двое из них – А.В. Суворов и С.А. Сироткин в настоящее время имеют научные степени и являются авторами нескольких научных и научно-популярных книг.
«Широко известная школа – Детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде Московской области – с 1963 г. работает в системе Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.
Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется большой известностью и признанием в других странах. С 1969 г. существует международная организация, координирующая развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, в мероприятиях которой участвуют и российские специалисты». По данным этой организации в мире насчитывается миллион слепоглухих людей.
«В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения слепоглухоты и других видов сложного нарушения, как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению». Из всего вышесказанного можно сделать следующий немаловажный вывод: Несмотря на поражение у слепоглухих двух ведущих анализаторов, им можно дать полноценное образование и помочь занять свою социальную нишу в обществе. Но поскольку теория без практики суха, то можно привести пару примеров реабилитации таких детей.
Вот, например, Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Примерно в десятилетнем возрасте она попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей, организованную в 1923 г. проф. Иваном Афанасьевичем Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в ряды ВЛКСМ.
Теперь Ольга Ивановна — старший научный сотрудник Института дефектологии АПН СССР, автор многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. (уже после смерти своего учителя И. А. Соколянского) она защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии.
Или, Александр Васильевич Суворов, родился 3 июня 1953 г. в столице Киргизской ССР Фрунзе (ныне Бишкек). В трехлетнем возрасте потерял зрение, в девятилетнем - слух. В 11 лет стал воспитанником Загорского детского дома для слепоглухонемых детей. 9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками Загорского детдома попал в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Как сам Александр Васильевич написал в своей автобиографии, «эксперимент стал возможен благодаря человечному энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания - доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Васильевича Ильенкова, академика Алексея Николаевича Леонтьева и их друзей». В 1977 году Александр Суворов закончил факультет психологии МГУ. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты». В 1995 году комитет «Дети России» наградил Суворова медалью «Орден милосердия». В 1996 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности», стал доктором психологических наук. Александр Васильевич пишет статьи и книги, преподает, работает с подростками на базе Всероссийского движения Детского милосердия, активно общается через электронную почту и с помощью специальной аппаратуры с друзьями и единомышленниками.