Педагогика – наука о воспитании.
Своё название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает детоводитель. Педагогом в Древней Греции называли раба. Который сопровождал в школу ребёнка своего господина. Учительствовал другой раб, только учёный.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
Долгое время педагогика развивалась в недрах философии и только в 17 веке стала самостоятельной наукой.
Выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., - одна из первых научно-педагогических книг.
Предложенные Коменским принципы, методы, формы обучения (например, классно-урочная система) стали основой педагогической теории.
Таким образом педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание сохранялось до середины ХХ века.
Понимание того, что в квалифицированном педагогическом Руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые послужило поводом для определения нового понятия.
Педагогика – это наука о воспитании человека. В данном случае понятие «воспитание» употребляется в широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Наука о воспитании продолжает развиваться, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.
Её функция – познавать законы воспитания, образования и обучения людей на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Воспитание отражает уровень развития общества на определённом историческом этапе, а общество прогрессирует в зависимости от того, как в нём поставлено воспитание подрастающих поколений.
Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными проблемами», её предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.
Основные категории педагогики.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями.
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.
Исторический процесс развития общества доказывает, что больших успехов в своём развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.
Смена типа общественно-политической формации влечёт за собой смену типа воспитания.
С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы.
Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка) с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации. Подготовки к жизни.
В широком педагогическом значении воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Следующая основная категория педагогики.
Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения.
Понятия «воспитание» и «обучение» взаимосвязаны. Обучая – воспитываем, а воспитывая – обучаем.
Образование(результат обучения) – это объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято называть человека, который овладел определённым объёмом систематизированных знаний и. кроме того, привык логически, мыслить причины и следствия.
Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления. Проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
В древнем мире говорили: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забывается».
Вовсе не каждого, окончившего школу или институт. Можно считать образованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.
Начитанность, энциклопедическую осведомлённость нередко принимают за образованность. Это соответствует действительности только в том случае, если человек способен устанавливать причинно-следственные связи и умеет самостоятельно мыслить.
В зависимости от объёма полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее, высшее образование.
Основные понятия: педагогика, воспитание, воспитательная деятельность, образование, учеба, народная педагогика, педагоги-гуманисты, критерии образованности, профессиональное образование, политехническое образование, система педагогических наук, история педагогики, общая педагогика, вековая педагогика, педагогика высшей школы, педагогика труда, социальная педагогика, специальная педагогика.
Контрольні питання і навчальні завдання для студентів
1.Коли виникла наука про виховання?
2.Що вивчає педагогіка?
3.Головні завдання педагогіки.
4.Внесок Я.А.Коменського у розвиток педагогіки.
5.Виховання у широкому і вузькому розуміннях.
6.Історичний і класовий характер виховання.
7.Що таке навчання?
8.Що таке освіта?
9.Що таке розвиток особистості?
10.Система педагогічних наук.
11.Навіщо педагогіці спиратися на психологію? Поясніть на прикладах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1: Общие основы. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 527 с.
2. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 2: Теория и технологии обучения. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 575 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.:учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
4. Фібула М.М Педагогіка: навч. Посібник для студ. вищих пед. закладыв освыти. – К., 2000. – С.9-22.