Функции педагогики как науки.
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
- описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
- диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
- прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
- проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
- преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
- рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
3. Система педагогических наук, связь с другими науками.
Педагогическая система наук:
1. Фундамент - философия и история образования.
2. Общая педагогика:
§ теоретические основы;
§ дидактика;
§ теория воспитания;
§ школоведение;
3. Возрастная педагогика:
§ дошкольная;
§ школьная;
§ профессионально-техническая;
§ педагогика высшей школы;
4. Социальная педагогика:
§ семейная педагогика;
§ перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
§ музейная педагогика;
§ театральная педагогика и т.д.
5. Специальная педагогика:
§ сурдопедагогика;
§ тифлопедагогика;
§ олигофренопедагогика.
6. Методика преподавания предмета.
7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
8. Военная педагогика.
9. Педагогика третьего возраста.
Межнаучные связи педагогики:
1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).
Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.
Аксиомы педагогики.