СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 4 страница
- содержание деятельности и общение носят познавательный характер;
- участие подростков в досуговых объединениях "санкционировано"
общественным мнением, распространенным среди сверстников;
- каждый подросток поставлен в активную позицию к содержанию
досуговой деятельности;
- руководитель владеет методикой и технологией развития досуговой
сферы подростков и находится в позиции "сотрудничества" и "сотворчества" в
совместной деятельности.
Досуговые интересы младших подростков носят групповой характер. И при организации их досуговой общности необходимо учитывать:
- непременное включение подростка в "скользящую" систему различных направлений досуговой деятельности, различающихся содержанием деятельности, возрастом и числом участников. Такое включение выводит подростка за рамки своего коллектива, не дает ему замкнуться в кругу близких товарищей;
личную заинтересованность подростка, понимание значимости деятельности, наличие соответствующей общественной оценки;
- связи между досуговыми коллективами с тем, чтобы корректировать содержательную сторону деятельности подростка, что обусловливает его досуговую квалификацию (набор умений и навыков, позволяющих активно и успешно действовать в сфере досуга).
Формирование активно-положительного коллективистического отношения подростка к досуговой деятельности, созданию досуговой общности является одной из целей воспитания старших подростков. При анализе субъективного отношения очень важно отличать внутреннюю сторону отношения от его внешних проявлений. Одной из важнейших сторон субъективного отношения человека являются эмоциональные состояния, которые можно охарактеризовать как положительные, отрицательные и индифферентные. Личностные отношения подростка всегда переживаются эмоционально, причем положительные и отрицательные переживания выражаются активно, а индифферентные пассивно. Следовательно, можно сказать, что отношение подростка к фактам действительности в основном проявляется активно положительно, активно отрицательно и пассивно индифферентно, но порой активно положительное отношение подростков к досуговой деятельности свидетельствует лишь о его эгоизме и расчётливости. В зависимости от направленности личности подростков их отношение к досуговой деятельности может быть как коллективистская, так и эгоистическим. Таким образом, основные типы отношений подростков к досуговой деятельности могут условно подразделяться на активно положительные, активно отрицательные, пассивно индифферентные, которым присущи как коллективистическая, так и эгоистическая направленности. Важно отметить, что не следует смешивать коллективистическую направленность с активностью, оставляя в стороне главное - мотивы такой деятельности.
74
Половое воспитание- неотъемлемая часть нравственного воспитания, активная, социально ориентированная помощь личности в ее психосексуальном развитии и формировании психосексуального здоровья. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика (мужчины) и девочки (женщины), способных понимать психологические и физиологические особенности полов в связи с социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать, поддерживать и совершенствовать партнерские и социальные отношения, подготовиться к ответственному супружеству и родительству.
Половое воспитание - не кратковременная кампания, не педагогическая атака, а планомерная и систематическая работа.
Потенциал— (от латинского - сила) - в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели. Педагогическая функция П. Реализуется в направляющей роли творческой личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности.
П. соотносится с той работой, которая ещё не выполнена, но может быть сделана. Личностный П. человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать. Человеческий П. является некоторой прогнозной характеристикой возможностей реализовывать интересы, достигнуть своих целей.
Потенциальное— термин, характеризующий скрытое психическое явление, которое при определённых условиях может проявиться как актуальное.
П. - это свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определённых условиях. С другой стороны, П. выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития.
Права ребёнка(определены Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году в Конвенции о правах ребёнка): на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности, право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение с ними, право на воссоединение с семьёй; права на: выражение своих взглядов, своего мнения на свободу мысли, совести и религии, участие в ассоциациях и мирных собраниях; право доступа к сбору и распространению информации; право на медицинскую, социальную помощь, на образование, в т.ч. получение бесплатного и обязательного начального; на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка; получение образования соответствующего содержания; права пользоваться этнической, религиозной или языковой культурой меньшинства; право на отдых и досуг, пользование достижениями цивилизации; права на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от похищения и торговли детьми, право на охрану во время вооружённых конфликтов и войн. Статьи 12-17 фиксируют, что родители несут основную, общую и одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребёнка, а государство оказывает им надлежащую помощь. Изложены также требования к принятию законодательных, административных социальных и иных мер с целью защиты ребёнка от всех форм насилия, оскорбления, жестокого обращения любым лицом, включая родителей. Статьи 20-26 излагают перечень прав детей особо депривированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишённым родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном и физическом отношении. (Конвенция ООН о правах ребёнка). Итак, интересы ребёнка во всех отношениях признаются приоритетными: права человека абсолютны, интересы государства относительны, свобода и независимость личности - условие безопасности и процветания общества.
76
Правила организации творчества детей:
1. В «творческой комнате» могут заниматься все, вне зависимости
от успеваемости.
2. Нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если
они не успевают по другим предметам.
3. Не следует навязывать ученику своего мнения по поводу
самостоятельной творческой работы.
4. При проверке уже готовой самостоятельной работы или При
руководстве её выполнением у учителя должны преобладать
доброжелательность, мягкость, снисходительность и ни в коем случае не
должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность.
Принцип оригинальности и новизны воздействиятребует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, которые позволяют каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся.
Природосообразность- принцип воспитания человека сообразно его природе. Разработан в 17 веке Я.А. Коменским. П. в воспитании и обучении заключается в организации воспитательного процесса в соответствии с законами природы (её ритмами, циклами, «вовремя» и по «силам»). Обучение должно проводиться в «зоне ближайшего развития», не выходя за пределы возрастных периодов.
Прогнозирование— явление высшей формы опережающего отражения в процессе мышления как предвидение ожидаемого будущего на основе учета динамики прогнозируемого явления.
Программа- документ, определяющий направления и характер целенаправленного развития чего-либо.
Продуктивно-творческий уровень деятельности— по своему содержанию и формам характеризуется целенаправленностью, актуальностью, инновационностыо, научностью, рефлексивностью.
Проектирование— процесс, основанный на диагностике и самодиагностике уровня творческого потенциала, изучение коррекционной зависимости основных показателей взаимодействия процессов. Учащийся строит свой профиль творческих качеств личности и определяет, к какому типу творческой личности он относится (по наивысшему уровню развития соответствующего качества), определяет уровень развития творческого потенциала, степень взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала, выявляет противоречия, их причины и пути исправления.
Пропедевтическая функция непрерывного образования -
важнейший момент в его направленности на развитие творческого потенциала учащегося. Она выражается в:
- стимулировании осознания уровня творческого потенциала, процесса его
развития и самореализации;
- ориентации на творческое осмысление содержания, форм и методов
непрерывного образования;
- научно-методическом обеспечении процесса развития творческого
потенциала. Непрерывное образование может быть как стихийным, так и
специально организованным. Состав знаний, стимулирующих развитие
творческого потенциала человека, может трактоваться по-разному. В
частности, наряду с достаточными для выполнения конкретной
профессиональной деятельности знаниями и умениями к категории
необходимых следует отнести знания и умения, которые обеспечивали бы:
- возможность профессионального роста по вертикали (переход со второй
категории на первую, с первой на высшую);
- возможность перемещения по горизонтали (переход с одной творческой
группы в другую);
- возможность смены техники и педагогической или образовательной
технологии;
78
создание возможностей для творческого проявления себя в педагогической деятельности (создание авторских программ, учебных пособий, технологий, моделей планирования учебного процесса и др.);
- наличие запаса знаний и умений для принятия оптимальных решений в
экспериментальных педагогических ситуациях;
- возможность рефлексии своей профессиональной деятельности и
деятельности учащихся.
Радость творчества и муки творчества- высшее проявление эмоций удовольствия и неудовольствия как обязательных компонентов творчества и труда. Имеют две формы: в процессе труда и творчества; в их результатах.
Развитие- объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Обучение и воспитание есть формы развития, которые проявляются как прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, физиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию человека.
Развитие ЛИЧНОСТИ- наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счёт освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей, за счёт этого происходит превращение развития в саморазвитии, самостроительство личности.
Реабилитационная педагогика- 1. комплексная дисциплина, базирующаяся на медицинских, психологических, дефектологических знаниях; 2. Педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка иподростка с целью коррегирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Если коррекция может осуществляться в индивидуальном порядке, то для реабилитации
желателен коллектив. В настоящее время существует 8 видов специальных (коррекционных) учреждений.
Ребёнок- ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.
Рефлексия(позднелат. - обращение назад) - 1. Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2. (филос.) Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это процесс самопознания человеком внутренних психологических актов и состояний.
Самовоспитание- осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств. Первые попытки С. обнаруживаются у ребенка уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда он еще не связывает свое поведение со своими личностными качествами, однако понимает, какие его действия могут вызвать одобрение окружающих, а какие - порицание. Приспосабливаясь к внешним требованиям, стараясь поступать как старшие, подражая героям детских книжек и фильмов, ребенок проявляет желание стать лучше. Интерес к себе, к познанию сильных и слабых сторон своей личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, недовольство своими недостатками- важнейшие побудительные мотивы самовоспитания подростков, Однако небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор, неустойчивость идеалов и увлечений, склонность к отождествлению отдельного поступка с личностным качеством часто приводят к возникновению противоречия между потребностью в С. и неумением реализовать ее без содействия со стороны взрослых.
Социальным педагогам, родителям, педагогам необходимо прививать подростку навыки самоанализа, учить его критически относиться к собственным достоинствам и недостаткам, искать пути самосовершенствования, помогать в овладении такими методами и средствами
80
С, как самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самокритика, самоубеждение, самопринуждение, самовнушение и т.д. Следует учитывать, что подростки, испытывая неудачи в процессе самовоспитания, не обнаруживая немедленных его результатов, нередко разочаровываются и отказываются от дальнейших попыток выработать у себя то или иное качество, изменить свою личность. Поэтому очень важно, используя методы убеждения и примера, апеллируя в случае необходимости к общественному мнению, развивать у подростков настойчивость в достижении пели, побуждать их к преодолению трудностей, не оставлять без внимания положительные сдвиги в сознании и поведении, вселять уверенность в собственные силы и возможности.
В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер Становление мировоззрения, осознание своих достоинств и недостатков позволяют сделать программу по С. содержательной, всесторонней и реалистичной, а насущная потребность в жизненном и профессиональном самоопределении стимулирует стремление юношей и девушек к реализации этой программы. Основное внимание они уделяют С. воли, интеллекта, нравственных качеств, физическому самосовершенствованию. В этот период педагогическое воздействие на процесс С. призвано способствовать повышению уровня его осознанности, конкретизации идеала, развитию навыков самостоятельного планирования самоконтроля. Учить ребенка умению воспитывать себя в течение всей своей сознательной жизни - одна из важнейших задач родителей.
Самодеятельность,согласно определению Смирновой Е.И., - это деятельность, человеческая активность, которая диктуется внешними причинами и побуждениями, но определяется внутренними потребностями. Самодеятельность, которая предполагает все вместе взятое - естественный и необходимый способ бытия и развития человека. Признаки самодеятельности:
1. Добровольная деятельность субъекта т. е. действие на основе собственной воли.
2. Духовная мотивация.
3. Собственная внутренняя активность, инициативность субъекта.
4. Изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов,
потребностей, способностей, в сторону его целостности и универсальности.
Особенности самодеятельности в учреждениях сферы досуга:
1. Самодеятельность осуществляется в сфере свободного времени;
2. Самодеятельность носит социально-значимый характер;
3. Принципиально организованная включённость самодеятельности в
систему социально-культурной сферы.
Самообразование— овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объёма и источников познания; установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов.
Самооценка— оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важнейшим регулятором поведения человека. Она во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неуд очам. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка.
Самооценка может быть общей и частной (или конкретной). Общая самооценка отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. Отрицательная общая самооценка приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности.
Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои
82
возможности, тем более труднь16 задачи он перед собой ставит. Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть зан»<женной и адекватной. Расхождение между реальными возможностями челоРека и его самооценкой могут приводить к серьезным личностным проблем***- в слУчае завышенной самооценки неуспех в какой-либо деятельности при?°Дит к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к повышенной тревожности, неуверенности к се6е> робости и пассивности.
Самооценка отражается И на оценке возможностей и результатов деятельности других людей. Пр0 завышенной самооценке человек принижает достижения других, а при заниженной, напротив, чрезмерно превышает их.
На формирование самооцбнки в Детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые меся^1 жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая самооценка, которая проявляется в его положительна самоощущении и доверчивом отношении к другим людям. Это общая самосейка становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общей положительной самооценки, что приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастаюШемУ чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности., О3лобленности и т-п- Отсутствие положительной общей самооценки в раннем воЗРасте трудно компенсировать в более поздние периоды. После двух лет, когДа ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосРедст0енным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная сам0ои-енка ребенка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, являет™ завышенной, ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительнаясамооценка распространяется на отдельные действия - дошкольник не может еще отделить положительное отношение к себе в целом от о«енки своих конкретных дел, поэтому частные негативные оценки и зам*чания взрослых не оказывает должного
иоспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду или отказ от неуспешной деятельности. По мере того как развивается и дифференцируется представление ребенка о себе, частная самооценка отделяется от общей. К концу дошкольного ночраста ребенок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу его конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, ЧТОон может не уметь чего-то, оставаясь при этом хорошим и любимым. Отделение общей самооценки от частной является ведущей предпосылкой готовности ребенка к обучению в коллективе.
Важную роль в формировании адекватной самооценки играет общение ребенка со сверстниками. Сравнивая свои достижения в конкретных видах деятельности с результатами других детей того же возраста, ребёнок начинает нее более правильно и точно оценивать свои возможности и способности. Родители, воспитатели должны помочь ребенку правильно оценивать его достижения, подсказать, что он умеет делать лучине других, что хуже и что ему еще предстоит освоить. Но при этом нельзя подвергать сомнению общую ценность его личности и положительную оценку ребенка в целом.
Частная самооценка формируется на основании опенок взрослых и на основании собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценивать свои успехи И неудачи.
Наиболее интенсивно и драматично формирование самооценки происходит в подростковом возрасте. Роль самооценки в формировании личности резко возрастает, как возрастает и уровень притязаний. Нередко подростки объясняют свой неуспех любыми не зависящими от них причинами, лишь бы не признать своей несостоятельности. Это создает неадекватные переживания и неадекватное поведение (агрессивность, обидчивость, упрямство), что портит его отношения с окружающими, делает подростка неуживчивым и трудновоспитуемым. Длительное сохранение такого рода
поведения приводит к тому, что эти формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера.
При благоприятном развитии личности противоречие между самооценкой и возможностями подростка не переживается столь остро и к концу подросткового возраста становится важнейшим фактором развития личности. В 14-15 лет подросток может быть способным к саморазвитию через самовоспитание и самосовершенствование, Однако такое положительное и продуктивное действие частной самооценки возможно лишь при наличии и сохранении общей положительной самооценки, которая обеспечивает самоуважение и самоприятие. В укреплении этих важнейших качеств личности решающую роль играет отношение к ребенку в семье и социально значимой для него среде.
Самоприказ— выраженный во внутренней или внешней речи приказ самому себе: мобилизовать внутренние резервы; преодолеть свою неуверенность, страх, подавленное состояние.
Саморазвитие— закономерное изменение индивида. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и её деятельности, соответствующие процессу актуализации потенциала личности.
Самореализация— процесс развертывания сущностных сил в единстве самообъектирования и самосубъектирования («созерцание», «узнавание» себя в предметном мире, в многообразии культурно-исторических ценностей, в человеческих отношениях, к созданию которых личность была непосредственно причастна). С. человека как в стихийно-жизненном, так и в институционально-организованном процессе, является самоутверждение не только через создание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие.
Самосознание- понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе; осознание и оценка своего отношения к миру, себе как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний, интересов.
I
Свободноевремя - ".... часть внерабочего времени (в границах времени суток, недели, года), остающиеся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат" в частности, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы, и, наконец, времени, необходимого на удовлетворение физиологических потребностей (сон, приём пищи, личная гигиена и т.д.),
Свободное воспитание- педагогическая теория, идеализирующая ребёнка как «первообраз правды, истины и красоты» и предполагающая его саморазвитие. Св. направлено против муштры и угнетения детей, против формализма и зубрёжки в обучении. В своём крайнем выражении эта теория отрицает право взрослых руководить воспитанием ребёнка, считая, что это насилие.
Семья — основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа. Типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, полная, неполная. Академик В.П. Петленко выделяет следующие градации семей для более полного учёта негативных факторов, способных оказать своё влияние на основные показатели здоровья ребёнка. Первая группа - полные семьи, в которых рождаются дети. 1. Полная многопоколенная семья. В воспитании и уходе за ребёнком кроме отца иматери принимают участие бабушка и дедушка. 2. Полная нуклеарная семья. Основное воспитание и уход за ребёнком проводят мать и отец. Семья проживает отдельно, и другие родственники ребёнка только эпизодически могут принимать участие в его судьбе. Вторая группа -неполные семьи. 1. Неполная многопоколенная семья. Семья, в которой воспитывается ребёнок, имеет отца и мать, но в ней отсутствует бабушка или дедушка. К этим семьям также относятся те семьи, в которых кто-то один, бабушка или дедушка участвует в воспитании и уходе за ребёнком. 2. Неполная родительская семья, в этом случае отсутствует один из родителей, чаще отец. Такие семьи ещё называют «семьями матерей-одиночек». 3. Неполная семья, когда отсутствуют оба родителя. Воспитание и забота о здоровье ребёнка ложится на плечи других родственников. Структура семьи - это число и состав
86
членов семьи. Функции семьи: репродуктивная (демографическая), воспитательная, хозяйственно-бытовая, сохранение и восстановление здоровья членов семьи, обеспечение полноценного досуга.
Сенситивность(мед.) - повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, преувеличенная совестливость.
Сенсорная жажда- неистребимое стремление к получению информации.
Сервилизм- раболепство, прислужничество, рабская угодливость.
Синергетика- теория самоорганизации, описывающая поведение саморазвивающейся личности, она изучает системы открытого типа, ведущим принципом существования является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой.
Синергетический ПОДХОД- в педагогике требует решительного отказа от функционально-режимных устремлений традиционной педагогики. Сложное, многообразное, личностно-неповторимое поведение ребёнка - не помеха учению, а необходимое его основание; в рамках данного подхода самоуправляемое развитие социальной системы предстаёт в виде системы изменений, которые организованны ею относительно становления нового качества и ведут к росту динамичности, активности социальной системы в целом и её отдельных компонентов.
Система(греч. - целое, составленное из частей, соединение) -множество элементов, находившихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы; особый класс материальных, живых систем -социальные системы (от простейших социальных соединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы - понятия, гипотезы, теории, научные знания о системе и т.д.
«SOS-детская деревня»- центр социальной, медико-педагогической и психологической реабилитации детей, своеобразные детские
дома семейного типа. Создан по инициативе Международного благотворительного фонда «Бобек» под Алматы.