Задания к контрольной работе
ВВЕДЕНИЕ
Для изучения курса «Анатомия человека» студентам заочной формы обучения необходимо самостоятельно ознакомиться с некоторыми его разделами, а также выполнить контрольную работу. Данный курс является необходимой дисциплиной для подготовки бакалавров.
Цель дисциплины – создать целостное представление об организме человека, раскрыть механизмы адаптации его к физическим нагрузкам и тем самым способствовать медико-биологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса.
Задачи дисциплины:
1. Обеспечение понимания значимости анатомо-физиологических основ организма человека в профессиональной деятельности.
2. Обеспечение знания анатомических особенностей организма человека и механизмов его адаптации к физическим нагрузкам.
3. Формирование соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.
Выполнение контрольных работ по дисциплине «Анатомо-физиологические основы физической культуры» является одним из видов межсессионных заданий. Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания соответствующего заданиям курса лекций. Работа над контрольной - важный этап в профессиональной подготовке, т.к. в процессе выполнения повышается качество усвоения программного материала, происходит углубление понимания наиболее важных вопросов курса.
При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной литературы соответствующей изучаемой дисциплины. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.
Тему задания студент выбирает самостоятельно, руководствуясь своими интересами и профессиональной направленностью (учитель, инструктор-методист, тренер и т.д.). По всем вопросам, возникающим при выполнении контрольной работы, следует обращаться к преподавателю, ведущему данную дисциплину.
Технология выполнения контрольной работы
1. Подбирается и изучается соответствующая выбранной теме литература.
2. Осмысливается доказательность положений, выдвигаемых авторами изучаемых работ.
3. Обобщается материал и составляется план контрольной работы с проставлением сроков выполнения ее разделов.
4. Следуя требованиям по оформлению, пишется текст контрольной работы.
Содержание контрольной работы и требования к ее оформлению
Содержание контрольной работы составляет следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.
К названным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования.
На титульном листе указывают: полное наименование министерства, университета, института и кафедры. Пример оформления титульного листа приведен в приложении 1.
План контрольной работы включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого параграфа.
Во введении должны быть отражены мотивы выбора раскрываемой темы, обозначена ее актуальность в современной психологической науке и кратко раскрыта степень ее разработанности в современной отечественной и зарубежной литературе.
В основной части работы последовательно раскрываются этапы изложения темы в соответствии с намеченным рабочим планом, который может быть представлен несколькими главами и разделами.
В заключении подтверждается актуальность выбранной темы и выражается собственная точка зрения или отношение студента к изложенному материалу, а также обозначаются возможные способы
применения усвоенного материала темы в будущей профессиональной деятельности.
Литература. Библиографический список литературы включает в себя только те работы, которые проработаны автором и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке фамилий авторов или названий сборников. Каждый литературный источник нумеруется.
Объем контрольной работы - 12-15 страниц формата А4, отпечатанных на компьютере или написанных от руки (в объеме, эквивалентном отпечатанному на компьютере).
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вариант 1.
1. Основные методы исследования и классификация морфологических (анатомических) наук.
2. Понятие о внутренних органах. Общий план строения внутренних органов.
Вариант 2.
1. Краткий исторический очерк, этапы развития анатомии.
2. Строение, топография, основные функции органов пищеварительной системы.
Вариант 3.
1. Клетка как элементарная частица живого организма.
2. Строение, топография, основные функции органов дыхательной системы.
Вариант 4.
1. Ткань. Типы тканей их характеристики: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
2. Строение, топография, основные функции органов мочеполовой системы.
Вариант 5.
1. Органы. Системы и аппараты органов.
2. Кровь. Строение, функции, содержание в крови человека.
Вариант 6.
1. Понятия о плоскостях и осях.
2. Строение, топография, основные функции сердца.
Вариант 7.
1. Скелет как часть опорно-двигательного аппарата. Возрастные изменения скелета.
2. Общий план строения кровеносных сосудов.
Вариант 8.
Кость как орган. Строение кости. Классификация костей.
2. Общий план строения и функции лимфы, лимфатических путей, лимфатических узлов, органов иммунной системы (селезенка).
Вариант 9.
1. Рост, развитие и перестройка костей в зависимости от степени нагрузки и особенностей видов физических упражнений.
2. Общее понятие об иммунитете. Механизм иммунитета. Виды иммунитета.
Вариант 10.
1. Соединение костей.
2. Железы внутренней секреции. Основные свойства гормонов. Гипофиз. Строение и функции.
Вариант 11.
1. Строение суставов, классификация. Влияние условий жизни и физической культуры на строение и подвижность суставов.
2. Эпифиз его функции и развитие. Роль гормонов в регуляции биоритмов.
Вариант 12.
1. Скелет головы. Соединения костей черепа. Контрфорсы. Возрастные и индивидуальные особенности черепа.
2. Щитовидная железа, топография, строение и функции.
Вариант 13.
1. Кости туловища и их соединения. Возрастные изменения скелета.
2. Паращитовидные (околощитовидные железы), их краткая характеристика. Роль гормонов в регуляции липидного обмена.
Вариант 14.
1. Кости верхних конечностей и их соединения. Онтогенез и возрастные особенности скелета верхних конечностей.
2. Надпочечники, топография, строение и функции. Гормоны коры и мозгового вещества. Влияние гормонов коры надпочечников на обмен веществ и развитие вторичных половых признаков в онтогенезе.
Вариант 15.
1. Кости нижних конечностей и их соединения. Онтогенез и возрастные особенности скелета нижних конечностей.
2. Половые железы. Мужские и женские гормоны, их влияние на функции организма.
Вариант 16.
1. Мышца как орган. Классификация мышц. Строение мышц. Состояние мышц. Возрастные и функциональные изменения мускулатуры человека.
2. Значение и функции нервной системы. Отделы нервной системы.
Вариант 17.
1. Мышцы и фасции туловища. Топография, строение и функция мышц спины, груди и живота.
2. Строение и функции нервных волокон. Виды нейроглии, строение и функции. Основные структуры синапсов.
Вариант 18.
1. Мышцы и фасции головы и шеи.
2. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Вариант 19.
1. Мышцы и фасции верхней конечности.
2. Нервные центры и их свойства.
Вариант 20.
1. Мышцы нижней конечности. Своды стопы и плоскостопие.
2. Характеристика строения, функций спинного мозга. Основные спинно-мозговые рефлексы.
Вариант 21.
1. Строение, функции и развитие продолговатого мозга. Вегетативные и двигательные рефлексы.
2. Общая характеристика анализаторных систем. Орган обоняния и орган вкуса.
Вариант 22.
1. Промежуточный мозг, строение, функции. Строение и функции моста. Ядра моста. Проводящие пути моста.
2. Общая характеристика зрительного анализатора. Орган зрения, его строение, положение и функция.
Вариант 23.
1. Мозжечок, строение, функции. Роль мозжечка в регуляции двигательных функций.
2. Общая характеристика слухового анализатора. Орган слуха, его строение, положение и функция.
Вариант 24.
1. Средний мозг, строение, функции и функциональное развитие.
2. Понятие о сенсорной системе. Значение органов чувств.
Вариант 25.
1. Ретикулярная формация спинного и ствола головного мозга.
2. Кора больших полушарий. Строение, функции. Основные доли и области коры больших полушарий.
Учебно-методическое обеспечение
Литература
Основная
1. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека : учеб. пособие [Текст] / М.Ф. Иваницкий. – М., 2008.
2. Малафеева, С. Н. Возрастная анатомия и физиология [Текст] : учеб.пособие / С. Н. Малофеева. Екатеринбург, 2008.
3. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие [Текст] / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М., 2008.
4. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма : учеб.пособие [Текст] / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – М., 2009.
Дополнительная
1. Анатомия человека : в 2 т. [Текст] / под ред. М. Р. Сапина. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1993. — Т. 2.
2. Анатомия, физиология, психология человека : иллюстрированный краткий словарь [Текст] / под ред. А. С. Батуева. — СПб. : Лань, 1998.
3. Антонова, О. А. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Конспект лекций : учеб. пособие [Текст] / О. А. Антонова. – М., 2007.
4. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. пособие [Текст] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. – М., 2008.
5. Гайворонский, И. В. Анатомия дыхательной системы и сердца : учеб. пособие [Текст] / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук. – М., 2006.
6. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : учеб. пособие для институтов физической культуры [Текст] / М.Ф. Иваницкий. – М., 2003.
7. Козлов, В. И. Анатомия человека : учеб. пособие [Текст] / В. И. Козлов. – М., 2004.
8. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. –3-е изд., испр. и доп.. – М., 2006.
9. Малафеева, С. Н. Атлас по анатомии и физиологии человека : учеб. пособие [Текст] / С. Н. Малафеева, И. В. Павлова. – Екатеринбург, 1999.
10. Новикова, И. А. Практическое пособие по анатомии и физиологии центральной нервной системы : учеб.пособие [Текст] / И. А. Новикова, О. Н. Полякова, А.А. Лебедев. – М., 2007.
11. Черенкова, Л. В. Психофизиология в схемах и комментариях : учеб. пособие [Текст]/ Л. В. Черенкова, Е. И. Краснощекова, Л. В. Соколова. – СПб., 2006.
Приложение 1
Образец титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра теории физической культуры и спорта
Контрольная работа №
по дисциплине
«Анатомия человека»
на тему________________
Студент ________________
Группы _______________
Курс________________
Екатеринбург 20__
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К выполнению КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Анатомия человека»
Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж экз.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11