От "музейный" листочек из записной книжки шестиклассницы Ксюши.
(В комнатах Н.В.Гоголя, что на Гоголевском бульваре в помещении библиотеки.)
Гоголь был ростом 1 м 60 см!
Гоголь в детстве хотел стать скрипачом.
Его кличка была "таинственный карла".
Написал "Ганса Кюхельгартена", которого плохо приняли критики.
Его хозяин под фраком носил вериги.
Гоголю ставили пиявки, а это было нельзя.
Отец Матвей требовал, чтобы Гоголь отрекся от своего идола - Пушкина.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Восемь пунктов вместо положенных пяти. Это еще что, бывало и двадцать пять! А теперь попробуй-ка отказаться от двадцати интересных подробностей в пользу пяти самых-самых!
Следующего урока мы все ждем с нетерпением, чтобы поделиться своими открытиями. Ребята "грызут удила", и круглое слово Гоголь перепасовывается от одного к другому.
Ручная работа
Опыт показал, что парадное слушанье заправского экскурсовода (как, впрочем, и учителя), который лихо отбарабанивает лекцию в положенное ему время, сильно проигрывает в сравнении с нашей режиссурой.
К сожалению, мы не раз напарывались на экскурсоводов, которые, в лучшем случае, скучая, произнесут свою скороговорку (в худшем - еще и обхамят). Понятно, что для них - это способ выжить. Попробуй-ка десять раз в день произнести вроде бы один и тот же текст! А как это делают учителя? актеры? Бывает, что так же, как тот экскурсовод. Бывает и иначе, как, наверное, в любой профессии: можно вроде бы одно и то же, а делать по-разному, неформально, всякий раз входя в новую ситуацию.
Для учителя эта новая ситуация - даже не каждый день, или урок, или класс, а конкретный ребенок. Так что школьная казенщина - во многом среда выживания учителя. Учителя на потоке. Или у учителя должно быть немного учеников, у врача - немного пациентов, у экскурсовода... Вот тогда - ручная работа. Чувствую, что дальше пришлось бы пенять на нашу экономику, а не хочется.
Так что мы уж как-нибудь сами. Будем блуждать по залам, ползать по стенкам, виснуть над стеклом, читать надписи...
Ребя, скорей сюда! Видели?
Мария Владимировна, идите сюда! Что я нашла!
И все же во все времена, в любом деле были и есть люди, которые халтурить просто не умеют - они так устроены. Или не хотят - им это противно.
У Толстого в Хамовниках
Э
То было в московских Хамовниках у Толстого. Тогда я использовала такой прием: своим пятиклассникам сообщила, что они повезут третьеклассников в музей Толстого и сами проведут в нем экскурсию. Но сначала мы съездим в Хамовники сами и, если будет нужно, послушаем экскурсовода.
С экскурсоводом нам страшно повезло (к сожалению, я не помню, как зовут эту замечательную женщину). Она была прирожденный педагог. Рассказывала глаза в глаза, даже рукой обращаясь лично к тебе. В ее рассказе были тайна, интрига, драматургия.
В столовой. "Поглядите, как расставлена посуда, стулья. Здесь есть три загадки. Как вы думаете, где сидел Лев Николаевич? Где Ванечка?" Все версии были выслушаны! Не каждый экскурсовод (как, впрочем, и учитель) умеет слушать! (Уметь слушать - режиссерский принцип К.С.Станиславского.)