Ле кция 7. па мят ь ка к выс шая психическ ая функция
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Успешность памяти зависит:
– от степени завершенности действий запоминания;
– от интересов и склонностей личности;
– от отношения личности к той или иной деятельности;
– от эмоционального настроя;
– от волевого усилия.
Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук-физиологии, биохимиии, психологии.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей.
Биохимики – с изменением РНК и других биохимических структур.
Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти.
Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и.т.д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
– в различной скорости запоминания;
– в прочности сохранения;
– в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.
Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п.
При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
В зависимости от длительности сохранения различают:
Кратковременную память(запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия).
Долговременную память(длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения).
Оперативную память(запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и вклющающие элементы кратковременной и долговременной памяти).
В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:
– произвольным, если определяется сложной целенаправленной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической задаче;
– непроизвольным,когда отсутствует специальная мнемичес-кая задача и запоминание происходит без волевого усилия.
Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного
запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминания.
Процессом, противоположным сохранению является забывание. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.
Вопросы:
1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса.
2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
3. Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности?
4. Охарактеризуйте причины, влияющие на продуктивность памяти.
5. Перечислите виды памяти и определите, какая модальность преобладает у Вас при запоминании?
Глоссарий
Воспроизведение– процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Забывание– процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Запоминание– психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Память– форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта.
Память механическая– память, основанная на повторении материала без его осмысления.
Память смысловая– вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Память непроизвольная– запоминание без специальной установки.
Память произвольная– память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Узнавание– проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Эйдетизм– зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Мнемомика– система различных приёмов, облегающих запоминаний.
Модальность– характеристика ощущения, воспринимаемого анализаторами слуха, зрения, и т.п.