Ле кция 7. па мят ь ка к выс шая психическ ая функция

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохра­няться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составля­ет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются позна­вательные возможности человека.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Успешность памяти зависит:

– от степени завершенности действий запоминания;

– от интересов и склонностей личности;

– от отношения личности к той или иной деятельности;

– от эмоционального настроя;

– от волевого усилия.

Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук-физиологии, биохимиии, психологии.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образо­ванием нервных связей.

Биохимики – с изменением РНК и других биохимических структур.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера дея­тельности человека и направленности личности.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие незави­симо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией лично­сти. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее разви­тия, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и.т.д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

– в различной скорости запоминания;

– в прочности сохранения;

– в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспи­танием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с од­ной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается сло­весный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п.

При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно силь­ной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

В зависимости от длительности сохранения различают:

Кратковременную память(запоминание на короткий срок, иног­да после однократного и очень краткого восприятия).

Долговременную память(длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения).

Оперативную память(запоминание, проявляющееся в процес­се конкретной деятельности и вклющающие элементы кратковремен­ной и долговременной памяти).

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запо­минание, оно может быть:

– произвольным, если определяется сложной целенаправлен­ной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической задаче;

– непроизвольным,когда отсутствует специальная мнемичес-кая задача и запоминание происходит без волевого усилия.

Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запо­минание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мысли­тельной деятельности.

Запоминание может протекать с различной степенью осмыслен­ности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда являет­ся существенной опорой памяти, необходимым условием успешного

запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминания.

Процессом, противоположным сохранению является забывание. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обуслов­лено угасанием временных нервных связей, утративших свое значе­ние и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.

Вопросы:

1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса.

2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким запи­сям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию ма­териала?

3. Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности?

4. Охарактеризуйте причины, влияющие на продуктивность памяти.

5. Перечислите виды памяти и определите, какая модальность преоб­ладает у Вас при запоминании?

Глоссарий

Воспроизведение– процесс памяти, в результате которого про­исходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание– процесс, заключающийся в невозможности вос­произведения ранее закрепленного в памяти.

Запоминание– психическая деятельность, направленная на зак­репление в памяти новой информации путем связывания ее с уже при­обретенным ранее знанием.

Память– форма психического отражения, заключающаяся в зак­реплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая– память, основанная на повторении ма­териала без его осмысления.

Память смысловая– вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память непроизвольная– запоминание без специальной уста­новки.

Память произвольная– память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Узнавание– проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

Эйдетизм– зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Мнемомика– система различных приёмов, облегающих запо­минаний.

Модальность– характеристика ощущения, воспринимаемого ана­лизаторами слуха, зрения, и т.п.

Наши рекомендации