Роли менеджера в организации

Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение. Конечно, каждая отдельная личность может влиять на ха­рактер исполнения роли, но не на ее содержание. В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, кото­рые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени. Эти роли классифицированы в рамках трех крупных кате­горий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роливытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимо­действия с людьми. Это роль главного руководителя,кото­рый традиционно выполняет обязанности правового и социаль­ного характера. Роль лидера делает менеджера ответственным замотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кад­ров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая ра­боту саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказыва­ют услуги, менеджер играет роль связующего звена. Межличностные роли делают руководителя пунктом со­средоточения информации, что придает ему информационные роли,и превращает его вцентр обработки информации. Посто­янно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играетроль приемника информации. Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фак­тический характер, а часть требует обсуждения и интерпрета­ции для принятия решения, передает ее и играет роль рас­пространителя информации. Передавая информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, отно­сительно планов и политики действий, а также результатов работы организации, менеджер играет роль представителя. Исполняя межличностные и информационные роли, руко­водитель играет также роли, связанные с принятием решений: предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя на­рушений, ведущего переговоры от имени организации. Предприниматель изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организа­ции, так и за ее пределами и контролирует разработку опреде­ленных проектов. Распределитель ресурсов отвечает за состав­ление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связан­ных с координированным и рациональным использованием мате­риальных, людских и финансовых возможностей. Устранителънарушений отвечает за корректировочные действия, когда орга­низация оказывается перед необходимостью серьезных измене­ний, вследствие нарушений выполнения стратегических и те­кущих программ действий. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значимых перегово­рах. Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от харак­тера деятельности конкретной организации. Не все авторы согласны с Минцбергом в части его опреде­лений и классификаций управленческого труда. Нет единого опи­сания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отноше­нии содержания, ролей и функций управленческого труда. Характерные типы менеджеров представлены в табл. 17.1. Таблица 17.1 Характерные типы менеджеров  
Тип менеджера Основной принципдеятельности Характерные черты
Менеджер-патерналист Быть справедливым, но твердым Играя роль «главы семьи» по отечески относится к работникам. При положи­тельной реакции большинства работни­ков это приводит к повышению произ­водительности труда
Менеджер-маклер Делать все возможное, чтобы смягчить недо­вольство работников 3 условиях кризиса, когда предпри­ятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбы­вать продукцию обеспечивают дви­жение производства.
Менеджер-организатор Чтобы приниматьэешения, необходи­мо учитывать мне­ние большогокругалюдей Крупное предприятие делает невозмож­ным единоличное управление производст­вом. Возникает необходимость управлен­ческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны
Менед­жер-дипломат Основная часть ра­бочего времени ис­пользуется для ус­тановления и разви­тия человеческихконтактов Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени ме­неджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатиче­ских способностей
Менед­жер-лидер Чтобы эффективно управлять, нужноэыть способным вес­ти за собой людей, г.е. быть лидером Лидерские функции менеджера склады­ваются из двух компонентов - профессио­нально-технократических и эмоциональ­но-личностных
Менеджер-воспитатель Степень воспитан­ности, высокая нравственность ра­ботников являетсяодним из решающихусловий роста эко­номического про­гресса По мере усложнения производственных про­цессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершен­ствовании нравственных сторон их жизне­деятельности. Обладание этими воспита­тельными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех
Менеджер-инноватор Внедрение иннова­ций в современныхусловиях является одним из важнейших условий успеха пред­приятия на рынке Значительно быстрее можно повысить про­изводительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и тех­нологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств
Менед­жер-человек Менеджер — не ма­шина, ничто чело­веческое ему не чу­ждо У каждого менеджера свой характер, состо­ящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют вы­полнению менеджерских функций. Менед­жер должен обладать умом, образованно­стью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.
Менеджер-управляющий В условиях, когда власть не безраздель­на, от менеджера тре­буется проявление, как твердости, так иизвестной мягкости Менеджер-управляющий должен быть чест­ным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть на­выками делового общения, обладать мастер­ством оратора, консультанта, педагога и психолога

Продемонстрированные Г. Минцбергом интеллектуальная ясность и острота критики оказали влияние не только на более глубокое понимание организаций, тщательным изучением которых он занимался в течение многих лет, но и на его собственную жизнь и направление его интеллектуального развития. Он является примером человека, для которого достижение внутренней целостности является необходимым условием понимания и отражения процесса интеграции в социальных системах.

Наши рекомендации